» » ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МХК И ЛИТЕРАТУРЫ «ОБРАЗ НЕЗНАКОМКИ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МХК И ЛИТЕРАТУРЫ «ОБРАЗ НЕЗНАКОМКИ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ»


Здесь Вы можете скачать ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МХК И ЛИТЕРАТУРЫ «ОБРАЗ НЕЗНАКОМКИ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ» для предмета : МХК. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Фролова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 81 г.Ярославля, кандидат педагогических наук, методист лаборатории развивающего обучения (на момент написания конспекта была актуальна эта информация);

с 2011-2012 учебного года – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №36)


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МХК И ЛИТЕРАТУРЫ

«ОБРАЗ НЕЗНАКОМКИ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ»


Предварительное замечание:

  • в тексте конспекта курсивом мы выделили возможные слова учащихся;

  • они могут быть другими в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности класса;

  • их можно воспринимать как тезисы для развития диалога.


К уроку учащиеся получили следующее задание: прочитать стихотворение «Незнакомка « А.Блока, в зависимости от наклонностей и умений – создать портрет героини произведения (рисунок или словесный портрет).

Эпиграфы:

В дружбе, как и в любви, чаще доставляет счастье то, чего мы не знаем, нежели то, что нам известно. (Франсуа Ларошфуко, 1613-1680)

Неизвестность — самая мучительная из всех пыток. (Альфред де Мюссе, 1810-1857)

Неизвестность есть убежище надежды. (Анри Амьель, 18821-1881)

Все неизвестное представляется величественным. (Тацит, ок.56-ок.117, “Агрикола”).

Урок:

по видам деятельности учащихся – урок- исследование,

по эмоциональному настрою – урок-эссе.

Предполагаемые задачи учащихся на уроке:

  1. Поразмышлять над тем, что такое неизвестность, чтобы определить для себя ценность этой философской категории.

  2. Найти признаки, темы, мотивы и образы, объединяющие картины Леонардо да Винчи, И.Крамского и стихотворение А.Блока. Увидеть, что произведения разных видов искусства могут реализовывать одну идею и взаимно обогащать друг друга.

  3. Расширить свой кругозор.

Задачи учителя:

  1. Предоставить учащимся возможность самостоятельного рассуждения по поводу философской категории неизвестности.

  2. Организовать исследование произведений искусства.

  3. Предоставить школьникам возможность проявить творческие способности.

  4. Показать учащимся, что различные виды искусства, различные науки взаимно обогащают друг друга, существуют в едином информационном поле.

  5. Организовать учебный диалог.



Дидактическое оснащение урока:

Компьютерная презентация (высказывания о неизвестности, репродукции картин Л.да Винчи, И.Крамского, текст «Незнакомки» А.Блока, иллюстрации Дмитревского, Родионова, Гасилова к стихотворению Блока, иллюстрации к сказкам «Золушка», «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне», «Хроники Нарнии», «Снежная королева»).

ХОД УРОКА.

Учитель. Неизвестность – один из распространенных мотивов мировой культуры, но при этом, по признанию исследователей, ни в одном философском трактате нет точного определения неизвестности и серьезные исследования по поводу неизвестности также отсутствуют. Что же такое неизвестность? Попробуем создать ассоциативный ряд.

Индивидуальная работа учащихся по подбору слов-ассоциаций (2-3 минуты).

Предъявление результатов (запись на доске и в тетрадях).

Таинственность, непонятное, неизвестное, странное, удивительное, страшное, неизведанное, вселяющее надежду, необычное, могущее даровать нечто новое, дающее свободу истолкования.

Учитель. Можем добавить к нашим словам ассоциации философа Льва Шестова: расточительность, простор, свобода («вольный мир»), непоследовательность, всевероятность, возможность невозможного, разнообразие, алогичность, мгновенность (не временность и не вечность), прерывность, необычность, необязательность, новизна, негарантированность, беззаконие и творческое «да будет», бессмысленность, непостоянство1.

Введение эпиграфов:

Прочитайте высказывания известных мыслителей разных времен о неизвестности. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с теми словами-ассоциациями, которые мы записали?

(Предположения учащихся)

Учитель. Сегодня, как вы поняли, мы поговорим о мотиве неизвестности в мировой культуре. Конечно, все произведения искусства, в которых появляется этот мотив или образ незнакомки, как заявлено в теме урока, рассмотреть нам не удастся. Мы ограничимся лишь несколькими. Вот они (представить на слайдах «Джоконду» Леонардо да Винчи, «Портрет неизвестной» И.Крамского, стихотворение «Незнакомка» А.Блока). Можете ли вы объяснить именно такой отбор материала для урока?

- С работой Крамского и стихотворением Блока все понятно: неизвестная и незнакомка – слова-синонимы.

- У меня книга стихов Блока иллюстрирована картиной Крамского.

- Может быть, портрет кисти Крамского создан в то же время, что и стихотворение Блока?

- С «Джокондой» не всё ясно, ведь эта картина написана очень давно. Хотя по теме она, наверное, и подходит: многие говорят, что до сих пор неясно, кого же изобразил Леонардо да Винчи. То есть она тоже своего рода неизвестная, хотя и имеет имя, даже два: Джоконда и Мона Лиза.

- А вот нам было задано создать портрет Незнакомки Блока. Неизвестно, как это сделать, ведь она у поэта не описана в деталях. А на картинах мы видим этих женщин, художники создали великолепные зримые образы.

Учитель. Итак, вот вы и определили круг вопросов, на которые стоит поискать ответы. Обозначим их более четко (запись на доске и в тетрадях):

  1. Кто прототип героини каждого произведения?

  2. С какой целью авторы «отказали» своим героиням в Имени? (Джоконда и Мона Лиза – лишь условные имена, данные для того, чтобы скрыть настоящее, а может быть, ввести в заблуждение).

  3. Каковы они – незнакомки да Винчи, Крамского и Блока? Что объединяет их?

Пожалуй, начнем с произведений живописи. Причем в хронологическом порядке.

Сообщения учащихся:

1) о картине Леонардо да Винчи (история создания, версии о прототипах, о происхождении двувариантного имени, расшифровка названия «Мона Лиза» - мадонна Лиза, о загадках внешности Джоконды, мнение исследователей о возможности иллюстрирования стихотворения А.Блока картиной да Винчи),

2) о картине И.Крамского «Портрет неизвестной» (история создания, версии о прототипах, интерпретация образа Неизвестной, о славе, пришедшей к картине с того момента, как появляется «Незнакомка» Блока).

Слушатели получили задание зафиксировать разные версии относительно спорных вопросов по картинам, установить связь этих полотен со стихотворением А.Блока.

Учитель. Выслушав сообщения одноклассников, вы могли заметить, что исследователи творчества великих живописцев отмечали связь, существующую между данными картинами и творением поэта-символиста Александра Блока. Можем ли мы предположить, что живописное полотно в совокупности со стихотворным предстанут перед нами как некое целое с уже совершенно другим содержанием, возможно, более глубоким, чем если бы мы их воспринимали по отдельности? Как это проверить?

- Вчитаться в стихотворение Блока, ведь к нему мы еще не обращались. Кроме как дома.

- Найти те точки смысла, которые взаимно обогащают, по нашему предположению, живописное полотно и стихотворение.

- Попытаться понять, что объединяет эти произведения и как это «работает» на тему НЕИЗВЕСТНОСТИ.

То есть нам предстоит исследование.

И раз уж вы вспомнили о домашнем задании, давайте обратимся к его результатам. Сначала договоримся о критериях оценки. (Ученики предлагают следующие критерии:

- соответствие портрета тексту А.Блока,

- наличие цитат, уместность их использования,

- образность,

- связность текста,

- логичность).

Представление работ учащимися. (Оценивание производится самими школьниками, которые отмечают: портреты получились хорошие, выразительные, выстроенные в соответствии с замыслом поэта, но при этом – как бы не совсем точные. Сами же школьники выше уже отмечали и еще раз акцентируют внимание на том, факте, что создать портрет Незнакомки Блока трудно, потому что она лишена детального описания в стихотворении.)

Учитель. Если Блок не дает описания внешности своей героини, значит у него другая цель. У художников в этом смысле всё прозрачно: вот загадочная Джоконда, вот не менее загадочная Неизвестная, красивы, удивительны, в течение стольких лет и даже веков способны загадывать все новые и новые загадки зрителям и исследователям. Но загадки эти «этимологические» (происхождение). А у Блока другое. Что же?

Работа по группам – собственно стилистический анализ поэтического текста (в помощь – словарь символов, использованных поэтами-символистами серебряного века. См. приложение).

1 группа анализирует условную первую часть стихотворения (1-6 строфы) на предмет понимания смысла.

2 группа анализирует вторую часть (7-12 строфы).

3 группа анализирует особенности композиции в целом, «сцепки» между частями, изобразительно-выразительные средства2.

Представление результатов работы групп. (Фиксация результатов идет во всех группах. Вопросы и комментарии позволяют дать развернутый анализ стихотворения)

Учитель. Что же для постижения глубинного смысла даст нам сопряжение поэтического текста Блока с произведениями живописцев?

Предположения учащихся о значимости цвета (синего и черного), о совпадении костюмов у героинь Крамского и Блока, о внимании авторов к рукам, позам и жестам персонажей, вообще о символичности образа незнакомки/неизвестной.

Учитель. Позволю себе дать вам маленькую подсказку, которая, возможно, заставит вашу мысль двигаться чуть быстрее, энергичнее. Немного больше информации о мировой культуре и ее образах.

Как вы думаете, что связывает Золушку и Царевну-лягушку?

- Это героини сказок.

-Из нищенки и уродины они превращаются в красавиц.

- Их связывает мотив неизвестности: про Золушку говорили, что это «прекрасная незнакомка», в Царевне-лягушке до поры до времени вообще никто не мог предположить прекрасную девушку.

- Незнакомки превращаются в прекрасных знакомых.

Что объединяет Снежную Королеву из сказки Г.Х.Андерсена, Белую Колдунью из «Хроник Нарнии» К.С.Льюиса и мачеху из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина? (можно на слайдах или в раздаточном материале предложить цитаты из текстов, чтобы помочь школьникам вспомнить данные произведения).

- Они красивы внешне, но внутренняя красота отсутствует.

- Они стремятся к уничтожению в человеке человеческого.

- Вначале, когда Кай, Эдмунд, Король их хорошо не знают, они кажутся прекрасными. Есть некоторые детали, которые несколько портят «идеальный» потрет. Однако на общем фоне они поначалу теряются, как бы затмеваются внешней красотой. Потом, при ближайшем знакомстве, открываются такие их качества, как холодность сердца, жестокость, отсутствие доброты, сердечности, отзывчивости, т.е. те качества, которые даже в отсутствие внешней красоты делают человека привлекательным. Прекрасные незнакомки при ближайшем знакомстве оказываются не такими уж и прекрасными.


Учитель. Сможете ли вы, вспомнив высказывания о неизвестности, соотнести их с только что сделанными предположениями о сути неизвестности, ее ценности в человеческой жизни?

(Хочется, чтобы одиннадцатиклассники сделали самостоятельный вывод о том, что сказки – народные, авторские – суть мудрость человеческая, а она утверждает, что неизвестность тем и хороша, что дает надежду. Но, к сожалению, не всегда неизвестность оборачивается, при переходе в состояние известности, чем-то положительным. Примеры с Золушкой и Царевной-лягушкой скорее желанный идеал. А вот другие три персонажа подтверждают другую истину: незнакомка, став знакомой, теряет ореол таинственности и вместе с ним – ореол душевной красоты, высоты, чистоты и честности, т.е. тех качеств, которые предполагались, исходя из наблюдений за внешностью. И потому неизвестность страшит и мучает человека, как сказал А.Мюссе.

Важно, чтобы школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, поняли, что часто человек сознательно не стремится заглянуть за рамки неизвестного, потому что боится разочарования, боится потерять ту, возможно, единственную надежду, которую он имеет, чего-то не зная (или не зная ничего?!). И только сильный человек способен преодолеть этот страх.

Что же дают нам произведения великих мастеров? Они постигли суть неизвестности, получили радость от общения с ней и хотят, чтобы эту радость с ними разделили зрители и читатели, чтобы мыслящий человек не бездумно просматривал картины или книги, а становился со-творцом авторов. Ведь разгадывать загадки великих художников, скульпторов, писателей, означает побеждать страх неизвестности, создавая и расширяя положительное пространство известного, даруя самому себе и окружающим надежду.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.      

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!)


Учитель может подвести итоги урока следующим образом:

Тема неизвестности, как вы понимаете, не исчерпывается нашими сегодняшними предметами исследования.

Андрей Болконский, объяснившись Наташе в любви, не находит в своем сердце прежней любви к ней: там теперь другое чувство, жалость, но это чувство глубже и серьезнее. Тот же Андрей, столкнувшись с влюбленностью Наташи в Анатоля Курагина, узнает цену женского непостоянства и цену собственного самолюбия (может, даже эгоизма). Кстати, часто мы сами себя хорошенько не знаем…

У И.А.Бунина в рассказе «Заря всю ночь» низкая, прозаическая реальность разрушает романтический идеал мужчины, создавшийся в воображении героини в ситуации неизвестности.

У В.В.Маяковского есть знаменитая фраза «Любовная лодка разбилась о быт». Ее смысл прозрачен в свете темы сегодняшнего урока: как только молодые муж и жена, мало знающие поначалу друг друга, всё «изучили», не оставив ни одного белого пятнышка, любовь уходит, поскольку не терпит полной известности.

Сам А.Блок продолжит заявленную тему ценности неизвестности в стихотворении «В ресторане».


Д/З: на выбор:

  1. Философское эссе о неизвестности,

  2. Художественное произведение на тему «Знакомая незнакомка» (название может быть свое),

  3. Коллаж по теме урока,

  4. Стенгазета по теме урока.



ПРИЛОЖЕНИЯ

СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ

Берег — новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии.

Весна – символ любовного опьянения.

Вечер - ассоциация с Крестной Жертвой Иисуса Христа ( В.И. Иванов), символ времени мистической встречи» с Прекрасной Дамой

Вино – символ преображения (при перефразировании: «влага терпкая и таинственная»), символ откровения, ключа к тайнам прекрасного; у символистов вино соотносится с солнцем, это его метафора-символ, как бы его манифестация и энергия.

«Диск» — именование солнца в поэзии Андрея Белого. («Кривится», конечно, допустимо понимать как указание на «кривизну» лунного серпа, месяца (в отличие от солнечного круга), но для символистской поэтики визуальная, «зрительная» мотивировка метафоры совершенно необязательна. А вот такая деталь, как золотящийся «крендель булочный» магазинной вывески, указывает именно на солнечный, уже закатный, не сильный («чуть золотится») свет; будь лучи, подсвечивающие вывеску, лунными, крендель бы «серебрился»).

Жёлтый цвет – символ враждебных сил, пошлости, неустойчивости, сумасшествия.

Золото и золотой цвет обозначали высочайшую интенсивность солнечного свечения, лучения, и обладали устойчивым положительным смыслом.

Земная «пыль» противопоставлялась лучам солнца, которые поглощала и гасила.

Лодка и весло – символы Прекрасной Дамы.

Рестораны – символ пошлости.

Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.

Солнце — Христос.

ТЕКСТЫ

  1. Из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Через несколько лет, когда царевна, ее падчерица, повзрослела:

Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Еще через некоторое время, когда царице становится известно, что царевна жива:

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем!..»

Та призналась ей во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.


  1. Из сказки «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.

Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Она казалась ему совершенством…


Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! Хоть бы изредка устроилась здесь медвежья вечеринка с танцами под музыку бури, в которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи, или составилась партия в карты с ссорами и дракой, или, наконец, сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки лисички – нет, никогда этого не случалось! Холодно, пустынно, мертво! (пейзаж, описание интерьера, как мы помним, дают не менее важную характеристику персонажу, чем портрет)


Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого – поцелую Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. (отношения с другими персонажами также немаловажный момент в характеристике героя)


  1. Из цикла «Хроники Нарнии» К.С.Льюиса.

Первая встреча Эдмунда с Колдуньей. Мальчик, конечно, был испуган: он попал в неведомую страну, где никого не знает. Он встречает Королеву-Колдунью, восхищается ее красотой, правда, его сердце еще способно воспринимать то негативное, что исходит от нее. Однако стоит Колдунье угостить Эдмунда рахат-лукумом и пообещать титул принца, как Колдунья кажется ему прекраснее всех людей на свете.


«Это была важная высокая дама… она была закутана в белый мех, на голове у нее сверкала золотая корона, в руке – длинная золотая палочка. Лицо у нее тоже было белое – не просто бледное, а белое, как снег, как бумага, как сахарная глазурь на пироге, а рот – ярко-красный. Красивое лицо, но надменное, холодное и суровое.


Вторая встреча Эдмунда с Колдуньей. Когда Колдунья узнаёт, что мальчик не привел брата и сестер, как она просила, Эдмунд видит уже далеко не такую прекрасную даму, как в первый раз.


« - Как ты посмел прийти один?! – проговорила Колдунья страшным голосом.

На лице Колдуньи появилась жесткая улыбка».

Эдмунд думал, что Колдунья станет поласковее с ним, как было при их первой встрече. Но она не проронила ни слова. Набравшись храбрости, он спросил:

- Пожалуйста, ваше величество, не дадите ли вы мне немного рахат-лукума… Вы… Вы… обещали, - но в ответ услышал:

- Замолчи, дурень!..

- Я не буду есть сухой хлеб, - сказал Эдмунд.

Но Колдунья обернулась к нему, и лицо ее было так ужасно, что Эдмунд тут же попросил прощения и принялся жевать хлеб…»



ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА

СТИХОТВОРЕНИЯ «НЕЗНАКОМКА» А.БЛОКА


1 ГРУППА.

  1. Какой мир: реальный или воображаемый – изображен в первой части? Каковы его приметы?

  2. Кто те люди, которые живут в этом мире? Каковы их интересы, занятия?

  3. Какие звуки наполняют этот мир?

  4. Какие впечатления все это производит?

  5. Каков лирический герой в первой части? Как заявлена тема второго «я»?

(при анализе используйте словарь символов)


2ГРУППА.

  1. Какой мир: реальный или воображаемый – изображен во второй части? Каковы его приметы?

  2. Какие звуки наполняют этот мир?

  3. Чей образ является главным в этой части? Охарактеризуйте этого человека.

  4. Каков лирический герой во второй части? Что он понимает? Каковы его ощущения и впечатления?

  5. Что связывает Незнакомку и лирического героя?

(при анализе используйте словарь символов)


3ГРУППА.

  1. Какой композиционный принцип использует в своем стихотворении А.Блок? Зачем?

  2. Проследите, как меняется лексика от первой ко второй части.

  3. Как меняется мотив «вечер» на протяжении стихотворения? Обратите внимание на использование фразы «И каждый вечер…».

  4. Что есть вино для постоянных посетителей ресторанов? Для лирического героя? Как именуется вино в стихотворении (в разных его частях)?

  5. Символ солнца встречается в обеих частях: в первой солнце – бессмысленно кривящийся диск, во второй – врученное герою солнце. Что меняется в трактовке этого символа?

  6. Обратите внимание на анафору во второй части стихотворения. Чего добивается автор, используя прием единоначатия?

  7. Какие эпитеты и зачем поэт использует в обеих частях?

(при анализе используйте словарь символов)

Источники информации для сообщений.

О картине «Джоконда» Леонардо да Винчи:

 http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1113/

http://virtlib.odessa.net/people/leonardo/page_gal6.shtml

http://www.rian.ru/society/20060414/46385180.html

http://leonardo.miriadna.com/mona-lisa.html

http://intrest.ru/archives/886

О картине И.Крамского «Портрет неизвестной»

http://www.art-portrets.ru/portret_neizvestnoy.html

http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/18.htm

http://festival.1september.ru/articles/550439/

http://www.chernorukov.ru/articles/?article=115

http://jivopis.org/kramskoj-ivan-nikolaevich--xristos-v-pustyne-neizvestnaya/

http://www.poetry.md/creation.php?id=14268

По стихотворению А.Блока:

http://festival.1september.ru/articles/526856/

http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/2.htm

http://olsedova.21202s14.edusite.ru/p9aa1.html

http://lusyena.ru/moi-uvlecheniya/neznakomki-a-bloka.html

http://www.portal-slovo.ru/philology/42169.php - очень интересный и полезный матриал для учителя: Ранчин А. М. Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: символистские подтексты.



Возможный вариант выполнения творческого задания на дом после урока.

Рассказ теперь уже моей выпускницы Инги Суровой.

Свидание.

Плыл корабль тайны… в нем мечта моя.

Середина августа… По утрам все леса и поля в округе окутаны молочно-белой дымкой. Солнце огромным золотым шаром катится в ватных облаках. Через несколько часов небо станет совсем чистым, нестерпимо голубым, и все живое будет маяться от жары, особенно невыносимой в безветренную погоду.

А пока что в парке прохладно, даже свежо. Самое время для прогулок. Дом дремлет после вчерашнего приема гостей. Уснувшим под утро дамам и кавалерам снится вчерашний бал… Снится праздничная суета, музыканты, торжественные тосты и даже позабытый кем-то в беседке веер…Сны легкие, веселые, приятные, как комплимент лихого гусара провинциальной барышне.

А мне не спится совершенно. Брожу по парку, обхожу кругами дом… Здесь все-все мне знакомо с детства. Но сегодня как будто какое-то другое…

А еще вчера казалось, что ничто не потревожит моего покоя.

Тетушкины гости чередой подъезжали к парадному подъезду. Все эти привычные ахи-вздохи…сколько лет, сколько зим…все эти двоюродные, троюродные… Братцы, сестрицы, племянники…А потом еще какие-то важные персоны (велика важность, уездные чиновники просто-таки раздувающееся от сознания собственной значимости)…И все, разумеется, с самыми искренними поздравлениями и пожеланиями в адрес хозяйки дома (ведь собрание-то по случаю тетушкиных именин). Одно и то же из года в год. Одни и те же подарки, одни и те же слова. Милое семейное торжество обещало оставить после себя целый ворох атласных лент от подарочных коробок и никаких воспоминаний.

И вдруг среди всей этой обыденности появилась она. «Позвольте представить, Анастасия Дмитриевна …» Что дальше говорилось, уже не имело никакого значения. Анастасия, Настя, Настенька. Я смотрел только на нее, я видел только ее. Все в ее облике казалось необычным, очаровательным, даже волшебным… Глаза, волосы, плечи… Да что там! Вся она без единого замечания и оговорки была, как из мечты. Той самой, что нарисовало воображение, еще в пору моего детства, когда я сидел за гимназическими учебниками, старательно пряча под ними очередной роман. Эх… Сколько лет прошло с тех пор? А я, оказывается, помню до мелочей придуманный мной образ. Я ее сразу узнал. Кажется, даже ленточки на шляпке точно такие, как мне представлялось.

Все было неважно этим вечером. И то, что она здесь проездом и едет к жениху, и то, что меня ждут в другом месте не меньше, чем ее, и то, что знакомы мы до неприличия мало. Важно одно – она есть, она рядом, пусть на короткий миг, но и это не мало, когда тебе доводится встречать мечту.

Ах, если бы можно было хоть раз побыть с ней наедине, без праздничной суеты, без целой толпы гостей…Да разве суждено сбыться подобным желаниям… Обязательно кто-нибудь помешает. Даже в этот ранний час кто-то соизволил выйти на прогулку. Наверное, не спится, как и мне…Так… Это похоже нашлась хозяйка позабытого веера. Ее светлое платье мелькнуло меж ветвей акаций, что растут возле беседки. Любопытно, какая же из дам не поленилась в такую рань идти за этим хоть и милым, но все же пустяком?

« Доброе утро, Анастасия Дмитриевна!».













1 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. С.74.

2 Хороший вариант стилистического анализа стихотворения «Незнакомка» см. Манакин В.Н. Опыт стилистического анализа стихотворения «Незнакомка» А.Блока//«Русский язык в школе», №6, 1993, с. 69-72.



Другие материалы из категории МХК



  • Рейтинг@Mail.ru