» » Урок внеклассного чтения по повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" 10 класс

Урок внеклассного чтения по повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" 10 класс


Здесь Вы можете скачать Урок внеклассного чтения по повести Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" 10 класс для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Удомли Тверской области











Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе
по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда

















Подготовила

учитель русского языка и литературы

Плотникова Светлана Николаевна







г. Удомля

2011

Тема: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Цель:

  • проблемный анализ повести

  • сопоставительный анализ героинь повести Лескова и пьесы Островского "Гроза"

  • усвоение понятия литературная полемика

Ход урока:

Я  люблю   литературу  как средство, которое

дает мне  возможность высказать  все, что  я

считаю  за  истину и за  благо...

Н.С.Лесков

 I. Актуализация знаний

  • Знакомо ли вам слово полемика? литературная полемика?

(Ученики вспомнят статьи Добролюбова и Писарева, посвященные "Грозе" Островского. Итог беседы – таблица, отражающая отправную точку обращения критиков к пьесе А.Н.Островского – вопрос о движущей силе русской революции – и позиции, занятые Добролюбовым и Писаревым в споре.

О движущей силе русской революции

Добролюбов

Писарев

стихийный порыв к свободе забитых и бесправных (таких, как Катерина)

интеллект, профессионализм мыслящих личностей (таких, как Базаров)


Слово учителя: Н.С.Лесков был натурой страстной. И ни в чем, пожалуй, эта страстность так не проявлялась, как в литературных полемиках, которые он вел (точнее сказать - в которые он бросался) с первых своих шагов в литературе. "Не зная России, не беритесь затевать в ней революции", - говорил Лесков своим современникам Герцену и Чернышевскому. "Не зная России, не беритесь судить о русском национальном характере", - говорил Лесков своим современникам Островскому, Помяловскому, Писемскому.

Вызовом современным драматургам и романистам прозвучали слова о том, какая в России бывает любовь: "...Любовь не вашенская, не мозглявая, наша русская, каторжная, занозистая любва, про которую эти адски-мучительные песни поются, за которую душатся и режутся" ("Некуда"). И вот в "Леди Макбет..." в прямой полемике с "Грозой" Островского показана эта любовь и главное - самобытный русский женский характер.

II. Осмысление названия

  • В чем странность названия лесковского очерка? (Столкновение понятий из разных стилистических пластов: "Леди Макбет" - трагедия Шекспира, Мценский уезд - глухая российская провинция)

  • Жанр? – (Очерк) - Почему? (Автору важно убедить читателя, что все описанное происходило на самом деле)

III. Проблемный анализ повести

  • Художественный пересказ - монолог "История замужества Катерины Измайловой" (гл. I)

От образа Катерины Измайловой постоянно обращаемся к образу Катерины Кабановой, результаты сравнения фиксируем в таблице

 Катерина Кабанова

 жизнь до замужества

Катерина Измайлова 

 поэтичность

природа

песни

 простота и свобода

  • Найдите ключевое слово в I главе. (Скука)

  • Скука и послужила причиной страсти. Сцена из гл. 3 - чтение.

  • Сравниваем сцену свидания  с «Грозой», фиксируем наблюдения в таблице.

 Катерина Кабанова

первое свидание

Катерина Измайлова 

Волжские просторы

природа, песни

греха боится

 темный угол

скука, зевота

ничего не боится

  • «Невмоготу» Катерине для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. И Лесков настойчиво подчеркивает звериное, демоническое начало в своей героине, словно перекликаясь со словами короля из трагедии Шекспира: «Я смею все, что смеет человек, и только зверь на большее способен». Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале (гл.5, гл.8, гл.15).

Гл.5. «И к утру умер он [Борис Тимофеевич], и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы.

Гл.8 «...Зиновий Борисович…страшно рванулся…, как зверь, закусил зубами его [Сергея] горло.

Гл.15. «Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкую плотицу, и обе более уже не показались»

  • Катерина Львовна познала счастье любить и быть любимой. "Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет" (Лесков «Несмертельный Голован»). Через что перешагивает Катерина?

"Смерть свекра" - пересказ

"Смерть мужа" - выразительное чтение по ролям

  • Сравните поведение Сергея и Катерины во время убийства. («Губы Сергея дрожали, и самого его била лихорадка. У Катерины Львовны только уста были холодны», гл.8.)

  • По Библии, закон брака - "Двое - одна плоть". А Катерина Львовна плоть эту своими руками раздавила - спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.

 Катерина Кабанова

чувства

Катерина Измайлова 

 Покаяние

злодеяния ради необузданной страсти

  • У героини Лескова нет чувства вины, только сны тревожные снятся. Выразительное чтение снов (гл.6 - первый сон, гл.7 - второй сон. Сравнить.)

  • И все же сны символичны. Как символичны слова в устах бабушки Феди: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь, потрудись».

- Расшифруйте эти слова.

- Как потрудилась Катерина? (Совершила очередное убийство)

- Как природа, женское естество предостерегает ее от задуманного? (гл.10, «Катерина Львовна вдруг побледнела, собственный ребенок у неё впервые повернулся под сердцем, и в груди у неё протянуло холодом»)

- Кто инициатор этого убийства? (Сергей)

  • Литература и живопись. Обращение к иллюстрации Ильи Глазунова.

(http://900igr.net/fotografii/literatura/Urok-po-Leskovu/008-Ledi-Makbet-Mtsenskogo-uezda.html)

- Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди. Что подчеркнул художник? (Перед нами невинное, безгрешное дитя. Образ словно сошел с иконы, поражает одухотворенностью, молитвенностью. Глаза ребенка словно обращены к небу, к Богу.)

- Что означает имя Федор? (Божий дар)

  • Погублена душа ангельская, поэтому и возмездие приходит сразу (гл.11)

Две силы есть - две силы роковые,

Всю жизнь свою у них мы под рукой.

От колыбельных дней и до могилы,-

Одна есть смерть, другая - Суд людской.

  • Суд людской, суд земной свершился. Произвел ли он особое впечатление  на Катерину Львовну? (гл.13) (Нет, ей важно только одно – любимый рядом)

  • Изменила ли героиню каторга? (Она страдает, но покаяние к ней так и не приходит)

  • Изменяется ли наше отношение к героине? (Да, испытываем к ней жалость)

  • Б.Шоу предупреждал: "Бойся человека, Бог которого на небе". Как вы понимаете эти слова?

Работа в группах. Анализ эпизода.

Найти ключевые слова, расшифровать символику.

I группа

II группа

глава 6

глава 15

Золотая ночь

белый цвет

молодой цвет яблони

Грязь

тьма серое небо

ветер стонет

РАЙ - в природе

АД вокруг

В душе - ?

В душе - очищающая боль

  • Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине? (гл.15, «И вдруг из одного переломившегося вала показывается синяя голова Бориса Тимофеевича, из другой выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головой Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит гуммами, а губы ее шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали»)

  • Волга сразу заставляет вспомнить другую Катерину - из "Грозы". Определите различия в трагической развязке судеб героинь.

 Катерина   Кабанова

кого винит?

Катерина Измайлова 

Себя

Сергея

Сонетку

Монолог - порыв к свободе

покаяние

изменила жизнь в Калинове

вытащили тело из воды

трагическая развязка

Самоубийство и месть одновременно

ничего не изменила

не вытащили

Такие, как Катерина Измайлова, пойдут в своей страсти до конца. Тут и русская грязь, и русская душа, тут самые глубинные начала русского национального характера.

IV. Возвращение к понятию "полемика"

Итак, «Леди Макбет...» - центральное звено в споре Лескова и Островского. А не оказывается ли Лесков участником отнюдь не литературного спора Добролюбова и Писарева. (Возвращение к схеме, созданной в начале урока)

Ни Добролюбов, ни Писарев не представляли себе, что будет, когда самые низы «сорвутся с цепей» и развернуться во всю ширь своей проснувшейся натуры. Будет страшно. Придет не апофеоз свободы, а цепь зловещих злодеяний. И пророчество, и предупреждение. Так заглядывает Лесков ХХ век.

V.  Подведем итоги. 

Вернемся к образу Катерины Измайловой. Кто же она? Запишите (страстная натура, больная душа и т.п.)

VI.  Домашнее задание

Для всех: Сочинение-миниатюра (на выбор): «Катерина Измайлова или Катерина Кабанова: кто мне ближе?» или «Что я чувствовал после прочтения «Леди Макбет Мценского уезда»

Для продвинутого уровня дополнительно: Статья для словаря литературоведческих терминов "Литературная полемика"

Список использованной литературы

  1. Анненский Л. Мировая знаменитость из Мценского уезда // Анненский Л. Лесковское ожерелье. М., 1986

  2. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2008.

  3. ЛЕСКОВСКИЙ СБОРНИК / Научный редактор М.В. Антонова. Орёл: Изд-во Орловского гос. ун-та, ООО ПФ «Картуш», 2006. 148 с. (Учёные записки Орловского гос. ун-та. Том III)

  4. Харина Л. Загадка женской души. Конспект урока по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» // Литература. Приложение «Первое сентября» - №4 – 1998.



Другие материалы из категории Литература



  • Рейтинг@Mail.ru