» » Литературно-музыкальная композиция "Национальный поэт России -Сергей Есенин!

Литературно-музыкальная композиция "Национальный поэт России -Сергей Есенин!


Здесь Вы можете скачать Литературно-музыкальная композиция "Национальный поэт России -Сергей Есенин! для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.











ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЭТ РОССИИ– СЕРГЕЙ ЕСЕНИН»







Автор - разработчик:

Загребайлова Таиса Ивановна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Большеивановская СОШ

Иловлинский район Волгоградская область














МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

В рамках литературно – музыкальной композиции есть возможность дать широкой аудитории информацию о жизни и творчестве поэта. Представить новые факты биографии и связанные с ними стихотворные произведения. Хорошо подготовленное, выразительное чтение со сцены, как биографического материала, так и стихотворного окажет эмоциональное воздействие на слушателей. Вокальное исполнение всем известных песен на стихи Есенина убедит в народности поэта, разнообразит восприятие материала, создаст атмосферу праздника. Престиж мероприятия поднимет не только участие школьников, но и взрослого населения, любившего поэзию Есенина, приглашённого по объявлению (заранее согласовать вопрос об участии в чтении со сцены).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Вызвать интерес к личности и творчеству Есенина.

2.Расширить информационное поле аудитории.

3.Дать возможность принять активное участие всем желающим.

4.Повысить эстетический уровень учащихся.

5.Формировать мировоззрение по вопросу – человек и общество, человек и творчество.


ОСНАЩЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Приготовить чтение наизусть: «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы», «Гой ты, Русь, моя родная», «Вот оно глупое счастье», «Я последний поэт деревни», отрывок из «Сорокоуста», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Шагане ты моя, Шагане», «Устал я жить в родном краю», «Несказанное синее, нежное», «Сукин сын», «Мы теперь уходим понемногу», «Я усталым таким ещё не был».

Приготовить вокальное исполнение песен: «Выткался на озере…», « «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Под окошком месяц…», «Зелёная причёска».

Для музыкального фона: «Лунная соната» Бетховена, русская мелодия, «Реквием» Моцарта.

Портрет поэта, свечи, два журнальных столика, микрофоны (3),музыкальная аппаратура, презентация по биографии и творчеству Есенина.

Развешиваются объявления о времени, месте, теме мероприятия, участвующие приглашаются индивидуально. Им вручаются памятные сувениры.



СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Оформление сцены: портрет Есенина между датами 3октября 1825года и 28декабря 1925года. Горят свечи! На сцене с правой и левой стороны журнальные столики, за ними сидят ведущие (2 человека).

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Вступительное слово учителя.

3 октября 1895года - светлая дата для страны: земля русская родила великого поэта, Сергея Есенина.

28 декабря 1925 года - чёрная дата: русского поэта не стало. 30 лет жизни! На взлёте жизнь оборвалась.

В годовщину смерти Есенина в 1926году в «Правде» была опубликована статья Троцкого «Памяти Есенина», главная мысль которой «Есенин «не от мира сего». Он не поэт революции. Поэт погиб потому, что был несроден революции. К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества». Н. И. Бухарин в «Злых заметках», статья опубликована в 1927году, пророчески вещал: «Советские устремления оказались совсем не по плечу Есенину. В целом есенинщина – это отвратительная, напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого ещё более гнусная». Бухарин Н. И. в те годы был одним из руководителей советского государства, членом Политбюро и главным редактором газеты «Правда». С его лёгкой руки, под флагом борьбы с есенинщиной, стихи Есенина были на десятилетие запрещены.

Но время работает на Есенина. Ныне справедливо говорят о С. Есенине как гениальном поэте 20 века.

Звучит «Лунная соната».

Первый ведущий.

Сергей Есенин необычайно популярен, его любят и знают интеллектуалы и самые простые люди. Значит, все нашли то, что близко и созвучно.

Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Это не тютчевская «вера» («В Россию можно только верить»). Не лермонтовская «странная любовь» («Люблю Отчизну я, но странною любовью»). И даже не страсть - ненависть Блока («И страсть и ненависть к Отчизне»). Это именно «чувство Родины». Есенин и есть художественное идея Родины.

Звучит русская мелодия.

Второй ведущий.

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году 3 октября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей, с ними протекало его детство. Дядья у него были озорные. Трехлетнего мальчишку посадили на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. «Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку, - вспоминал потом поэт. – Учили и плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испугано плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну, куда ты годишься». «Стерва» у него было слово ласкательное. После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах.

Первый ведущий.

В 1904 году Сергею исполнилось девять лет, он пошел в сельскую школу. Учился хорошо, но за шалости в третьем классе был оставлен на второй год. Окончил школу в 1909 году и за отличную успеваемость был награжден похвальным листом.

В свободное время Сергей любил читать, весной и летом целыми днями пропадал в лугах или на Оке. Очень любил сенокосную пору, с удовольствием помогал мужикам в поле. Стихи писать начал рано, с девяти лет. Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Второй ведущий.

Картина природы необычна и вызывает изумление. Восход солнца, первые лучи освещают капустные грядки, поливают землю. Природное явление похоже на один из видов деревенского труда. А молодой побег клена, названный «кленёночком», как котеночек, теленочек, уподоблен детенышу животного. Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина: «улыбнулись сонные березки», «слухают ракиты посвист ветряной», «темным елям сниться гомон косарей».

Звучит русская мелодия. Читаются стихотворения: «Топи да болота», «Нивы сжаты рощи голы», «Гой ты, Русь, моя родная»

Звучит песня «Зеленая прическа».

Первый ведущий.

В 1912 году Сергей получил диплом наставника школы грамоты. Отец хотел, чтобы сын поступил в Московский педагогический институт, но юноша выбрал другой путь: он уже чувствовал себя поэтом.

Переехав на постоянное жительство в Москву, нашел подходящую работы – помощником коллектора в типографии массовой книги. В этом издательстве в 1914 году стал выходить литературный журнал «Млечный путь». В нем охотно печатали поэтическую молодежь. Студент Московского университета Ливкин напечатал три своих стихотворения. В этом же номере со своим стихотворением «Кручина» выступил и Есенин. Вскоре они встретились.

Второй ведущий.

«В этот вечер, - вспоминает Ливкин, - меня познакомили с очень симпатичным, застенчивым пареньком в синей косоворотке. Это был Сергей Есенин. Я впервые услышал его стихи».

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.



Первый ведущий.

В комнате смолкли все разговоры. Звучал лишь взволнованный, неповторимый голос Есенина. Он кончил читать. Все молчали. Я не выдержал тишины и воскликнул: «Это будет большой настоящий поэт. Больше всех нас, здесь присутствующих».

Звучит песня «Выткался на озере».

Привыкание к городскому быту давалось трудно. Особенно угнетала необходимость снимать сырой и темный «угол» - средств на комнату с отдельным входом не было. Москва казалось ему бездушной, эгоистично-ровнодушной. «Никто меня не понимает», - вот лейтмотив его писем 1912 – 1913 годов к деревенским друзьям и подругам. В минуту отчаяния он даже сделал попытку отравиться, хлебнул уксусной эссенции, к счастью, испугался и стал жадно пить молоко.

Второй ведущий.

Из душевного кризиса впечатлительного и ранимого юношу вывела дружба с Анной Романовной Изрядновой, сослуживицей по типографии, девушкой редкой сердечности и самоотверженности. Вскоре Анна Изряднова стала гражданской женой Есенина. В декабре в 1914 года у юной четы родился сын – Юрий.

Читается стихотворение «Вот оно глупое счастье».

В числе поэтических учителей Есенина оказались Александр Блок, Андрей Белый. Однако ни с кем несравнимую роль в его судьбе сыграл поэт Николай Клюев. Он помог Есенину, на первых порах ощущавшему себя робким провинциалом, осознать свою миссию пророка крестьянской Руси.

О, Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.


Первый ведущий.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

Звучит русская мелодия

Начавшая летом 1918 года гражданская война, голод 1920-1921 годов, крестьянские восстания против новой власти – все это определило пересмотр Есениным своей поэтической философии. Приходит разочарование, протестуя против сложившейся действительности, пророк превращается в хулигана.

Плюйся, ветер, охапками листьев, -

Я такой же, как ты хулиган.

Второй ведущий.

Я нарочно иду нечесаным

С головой, как керосиновая лампа на плечах

Первый ведущий.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы.

Есенин провозглашает себя «последним поэтом деревни», по которому скоро «прохрипят двенадцатый час деревянные часы уходящей Руси».

Читается стихотворение «Я последний поэт деревни».

Второй ведущий.

В стихах Есенина начала 20-х годов резко меняется облик природы. Некогда солнечная, многоцветная, она становится теперь жуткой, мрачной:

Взбрезжи полночь луны кувшин

Зачерпнуть молока берез!

Словно хочет, кого придушить

Руками крестов погост.

Первый ведущий.

Бродит черная жуть по полям,

Злобу вора струит в наш сад,

Только сам я разбойник и хам

И по крови - степной конокрад.

Маска «шарлатана» и «скандалиста» прикрывает спрятанное за нею отчаяние, духовную драму несбывшихся надежд. Есенин осознавал эту драму, как конфликт деревенской культуры с технической городской цивилизацией, как роковую победу «железного» над «живым».

Читается отрывок из «Сорокоуста» - третья часть.

Первый ведущий.

В июле 1917 года Есенин совершил поездку к Белому морю. Он был не один. Его спутниками были два приятеля и Зинаида Николаевна Райх. Ей было 22 года. Смешливая и жизнерадостная она была женственна и классически безупречной красоты. На обратном пути в поезде, Есенин сказал громким шепотом: «Я хочу на вас жениться». Ответ: «Дайте мне подумать» - его немного рассердил. Решено было венчаться немедленно. Все четверо вышли в Вологде. Денег ни у кого не было. По телеграмме «Вышли сто, венчаюсь», выслал отец Зинаиды Райх. Купили обручальные кольца, нарядили невесту. На букет, который жених должен подарить невесте, денег не хватило. Есенин нарвал букет полевых цветов по пути в церковь.

Второй ведущий.

По мери того, как они все ближе узнавали друг друга, оба испытывали порой настоящие потрясения. Они часто разлучались. Зинаида уезжала в Орел к своим родителям, где находилась дочь Татьяна, потом вновь возвращалась к мужу. В начале 1920 года родился сын Костя. Есенин любил своих детей, но видел их редко. Из воспоминаний дочери Есенина Татьяны: «На бульваре мы неожиданно познакомились со своим сводным братом – Юрием Есениным. Он был старше меня на 4 года. Его тоже привезли на бульвар и, не найдя другой компании, он стал нас катать на санках».

Читается стихотворение, посвященное Зинаиде Райх, «Письмо к женщине».

Первый ведущий.

Гражданская война, в которой человек с особым остервенением убивал себе подобных, окончательно разрушила веру Есенина в разумность путей, которыми движется история. В лирике Есенина исчезают восторженность, смиренность, вызывающее хулиганство, звучит боль и недоумение.

Как тогда, я отважный и гордый,

Только новью мой брызжет шаг…

Если раньше мне били в морду,

То теперь вся в крови душа.

Все больше поэт с любовью обращается к братьям меньшим.

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

Как одинок человек среди людей, если каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук.

Читается стихотворение «Песнь о собаке».


Второй ведущий.

В 1921 году Есенин знакомиться с Айседорой Дункан, приехавшей в Россию по просьбе Луначарского (народного комиссара просвещения) для организации в стране балетной школы. Это была красивая и талантливая танцовщица. Есенин был очарован «заморской жар-птицей». Роман с Дункан оказался для Есенина гибельным. До брака с легендарной американкой длительных запоев за ним не водилось. Годы, проведенные рядом с сильно и давно пьющей (после трагической гибели детей) Айседоры превратили лекарство от душевной смуты в тяжелую болезнь.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь – чума,

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Первый ведущий.

Чтобы вылечить возлюбленного от злой тоски, Дункан решила показать ему мир. Вне России поэт «промаялся» чуть больше года, путешествуя «галопом по Европам» на пароходе «Париж» (второй «Титаник») в Северную Америку.

«Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше. Вспомнил про «дым Отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил наши непролазные дороги, … С этого момента я разлюбил нищую Россию. С того дня я… влюбился в коммунистическое строительство…». Однако место для себя и своих стихов, как ни старался отыскать – не находил.

Второй ведущий.

На пути из Америки в Россию Есенин писал: «Чувствую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, и вспомню, что там меня ждет, так возвращаться не хочется».

Мне теперь по душе иное

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Я тем завидую,

Кто жизнь провел в бою,

Кто защищал великую идею.

А я, сгубивший молодость свою,

Воспоминаний даже не имею.

Первый ведущий.

Какой скандал

Какой большой скандал

Я очутился в узком промежутке

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки

Я знаю, грусть не утолить в вине,

Не вылечить души

Пустыней и отколом,

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, бежать за комсомолом.

Исполняется песня «Отговорила роща золотая».

Человек - часть природы. Если время его жизни летит так же, как отлетают журавли, то жалеть не о чем. Журавли возвращаются, сирень зацветает снова, трава по весне зазеленеет, поэтому не жаль. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник: «Пройдет, зайдет и вновь оставит дом». Природа циклична, только человек, в отличии от природы однократен.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Из одиночества, холода, уюта нет иного выхода, кроме надежды на человеческое сочувствие и понимание.

Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу».

Второй ведущий.

В 1925 году состоялась первая встреча Есенина с артистом Московского художественного театра Качаловым, из его воспоминаний: «К часам 12 ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, прижавшись друг другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал и лизал лицо поэта. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: « Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться: «Я ему сегодня же напишу стихи».

Поэт сдержал свое слово. Во время Бакинских гастролей Качалов получил записку: «Дорогой Василий Иванович! Я здесь. Здесь и напечатал стихотворение Джиму».

Читается стихотворение «Собаке Качалова».

Первый ведущий.

Записку принесла миловидная смуглая девушка. Как выяснилось потом, это была та самая Шагане, персиянка. Шагане Нерсесовна Тертеян – армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа в «Персидских мотивах», цикл этот был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил поэт в 1924 -1925 годах).

Читается стихотворение «Шагане ты моя, Шагане».

В одном из стихотворений, посвященной армянской учительнице, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается с прекрасной Шагане:

Там на Севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шагане ты моя, Шагане.

И в стихотворении «Собаке Качалова» появляется загадочный женский образ:

Но та, что всех безмолвней и грустней

Сюда случайно вдруг не заходила?

или

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

Второй ведущий.

Большинство писем, написанных во время пребывания Есенина на Кавказе, адресовано Галине Артуровне Бениславской, журналистка, по матери - грузинка, по отцу – француженка, чем-то была похожа внешне на Шагане. Интересовалась литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать. Там и состоялось знакомство.

«Я жила этими встречами, - вспоминала Бениславская. – Стихи его захватывали меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи и он».

Первый ведущий.

Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно. Есенин отвечал большим дружеским чувством. Он встретился с ней еще до знакомства с Дункан, но никогда не говорил о ней. Она же молча пережила его брак с Дункан, отъезд за границу. В марте 1925 года ничто не мешало дружбе - любви Бениславской и Есенина. Поэт прислал письмо: « Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину».

Это был тяжелый удар. И, тем не менее, Бениславская продолжала заботиться о поэте: помогала ему в издательских делах, поселила его сестер Катю и Шуру в своей квартире, когда они переехали жить в Москву. Здесь находил приют и Есенин, здесь же поэт встречался с друзьями – поэтами и писателями, в трудное для него время Галина Артуровна всячески поддерживала его духовно. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Льва Толстого - Софье Андреевне Толстой - заставило ее разорвать отношения с ним. И для Есенина это было не просто:

Я помню, любимая, помню

Сияние твоих волос.

Нерадостно и нелегко мне

Покинуть тебя довелось.

Второй ведущий.

Брак с Софьей Андреевной Толстой не был для Есенина счастливым.

Через год после смерти поэта 3 декабря 1926 года Галина Бениславская застрелилась на его могиле в 27 – летнем возрасте, оставив записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но ему и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое».

По завещанию ее похоронили рядом с могилой поэта.

Первый ведущий.

1925 год. Есенин болен. Его уговаривают лечь в больницу, подлечить себя, курс лечения - 2 месяца. Есенин выдерживает только месяц. Были планы создать в Ленинграде свой журнал, поэтому собрался поспешно, попрощался с детьми и уехал.

Ни есенинской идеи, ни есенинской личности не было места в надвигающейся коллективизации, индустриализации, тотальной действительности. Есенин сумел сказать все, что мог.

Читается стихотворение «Устал я жить в родном краю».

Второй ведущий.

Стихотворение написано в 1916 году, поэту было всего 21 год и такое предчувствие своей судьбы. 23 декабря 1925 года Есенин уезжает из Москвы в Ленинград вечерним поездом. А через несколько дней, 31 декабря, потрясенная Москва провожала в последний путь Великого поэта, добровольно ушедшего из жизни.

Звучит «Реквием» Моцарта.

Газеты в некрологах еще затруднялись в выборе подходящего эпитета: большой? талантливый? или гениальный? А может национальный или лучше русский?

Звучит песня «Над окошком месяц».

Первый ведущий.

Уже 88 лет нет поэта с нами. А стихи живут, их любят, читают, поют.

Читаются стихи: «Несказанное, синее, нежное», «Сукин сын», «Мы теперь уходим понемногу», «Я усталым таким еще не был».



Заключительное слово учителя.

Время, проведенное с поэтом Сергеем Есениным, думаю не прошло бесследно. Мы вспомнили Есенина, мы учились у него любить Родину, увидели, как непросто прожить жизнь, прикоснулись к миру Есенинской поэзии. Дай вам, Бог, удачи, прекрасных мгновений и душевной устроенности. Спасибо за участие в литературно – музыкальной композиции «Национальный поэт России», посвященной поэту Сергею Есенину.

Звучит русская мелодия.






Список используемой литературы

1.Сергей Есенин. Собрание сочинений в двух томах. Сочинения, поэмы. Москва ,«Современник»,1990.

2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Методические разработки по русской литературе хх век. Москва, «ВАКО», 2003.

3.Газета «Семья» ,№17 1994 .

4. Есенина А.«Родное и близкое». Москва, «Советская Россия» ,1979.

5. «Сергей Есенин». Воспоминания родных. Московский рабочий, 1985.

6. «Есенин и современность». Москва, «Современник»,1975.



Другие материалы из категории Литература



  • Рейтинг@Mail.ru