» » Конспект урока по Информатике "Программирование линейных алгоритмов"

Конспект урока по Информатике "Программирование линейных алгоритмов"


Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Информатике "Программирование линейных алгоритмов" для предмета : Информатика. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тема: Программирование линейных алгоритмов.

Цели: повышение интереса к изучению предмета; воспитание навыка быстрого мышления; развитие творческой активности учащихся; развитие познавательных интересов.

Задачи:

1. Образовательные

  • Сформировать первоначальные представления о вводе и выводе данных.

  • научиться использовать полученные данные при составлении программ по математике;

2. Развивающие

    • умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;

    • интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

3. Воспитательные

  • Повышение мотивации учащихся на уроке;

  • Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися;

  • воспитание информационной культуры учащихся,

  • внимательности,

  • аккуратности,

  • дисциплинированности,

  • усидчивости.

Требования к знаниям и умениям:

  • Знать написание, назначение оператора ввода, вывода;

  • составлять простейшие программы на вычисление арифметических выражений;

  • исполнять программы на компьютере.

  • уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Тип урока: комбинированный.

Технология: формирование коммуникативной компетенции;

Методы:

  • объяснительно – иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный метод;

  • практическая работа;

  • метод упражнений;

  • анализ;

  • синтез.

Межпредметная связь: внутрицикловая(математика), внешнецикловая (история, литература)

Каналы общения: ученик-учитель, класс-учитель, ученик-ученик.

Психологический аспект урока выстроен по схеме: восприятие – осознание – понимание – воспроизведение – практическое применение.

Возраст учащихся: 7 класс.

Год обучения: третий


Место урока в учебном плане:

К моменту проведения урока учащиеся изучали темы: «Алгоритмы и их свойства», «Типы алгоритмов», «Типы данных» и обладают следующими ЗУН:

  • знают основные типы алгоритмов;

  • знают основные типы данных в Паскале;

  • знают арифметические операции и выражения;

  • знают разделы программы на Паскале;

Оборудование:

Флипчарт по теме (приложение 1), компьютеры, технологическая карта ученика

(приложение 2), разноуровневые карточки (приложение 3), интерактивная доска, локальная сеть, программа Pascal ABC.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Какое у вас настроение? Если хорошее - улыбнитесь всем! Если нет - посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Начнем урок!

Я представила вам алгоритм в словесной форме. Посмотрите на доску. Этот же алгоритм изображен графически. А еще, какую форму представления алгоритмов различают? Сегодня на уроке мы познакомимся с операторами ввода и вывода информации, научимся составлять линейные программы (страница флипчарта 1).

II. Актуализация знаний учащихся

Но прежде чем приступим к изучению нового материала. Мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания у нас будет проводиться в виде тестового опроса (страница флипчарта 2-3).

После выполнения теста - взаимопроверка.

III. Изучение нового материала.

1. Теоретическая часть.

Ребята, запишите тему урока «Программирование линейных алгоритмов». ( страница флипчарта 4).

Чтобы познакомиться с командами присваивания. Вводом и выводом данных, мы с вами сейчас просмотрим следующие страницы флипчарта, необходимые определения нужно записать в тетрадь.

Для начала, нам надо вспомнить, какие геометрические фигуры используются при составлении блок- схем.

Как мы уже знаем с вами, алгоритмы могут описываться в словесной форме, графически (в виде блок-схем) и программой на языке программирования. На этой странице представлена графическая форма алгоритмов. ( страница флипчарта 5).

Прочитайте пословицу, зашифрованную в двух блок-схемах.

    1. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

    2. Куй железо, пока горячо.

    Назовите к какому типу относятся каждая блок-схема.(Самопроверка производится путем перетаскивания правильного варианта ответа указателем из-под изображения).

    Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных( страница флипчарта 6).


    WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.
    WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
    В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.
    Команда WRITELN; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.


    Примеры

    Writeln('Мне 12 лет');                      На экране появится: Мне 12 лет

    a:=9;
    Writeln('Я учусь в ', а,' классе');  На экране появится: Я учусь в 9 классе

    х:=3;у:=6;
    Writeln(х+у,' тенге');                    На экране появится: 9 тенге


    Команда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы ( страница флипчарта 7).


    READ ( ); или READLN ( ); - считывает перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Enter.
    В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются.
    При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );
    Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
    Пример. Запросить с клавиатуры значение переменной а.
    Var a : Integer;

    Write (‘a=’);
    Readln(а);


    На экране появится
    а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.


    Для того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы (alt+F5) после запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед End. записывается команда Readln; (Программа ждет нажатия Enter).


    Задача. Найти сумму двух чисел.


    Program N2;

    Var a, b,summa :Integer;

    Begin

    Writeln(' Введите два числа ');

    Readln(а,b);

    summa:=а+b;

    Writeln (' сумма двух чисел равна', summa);

    Readln;

    End.




    Элементы блок-схемы операторов ввода, вывода (страница флипчарта 8).

    Дети конспектируют в тетради определения.


    1. Первичное закрепление.

    Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике.

    Достаточно только научиться правильно, записывать математические выражения на языке Pascal

    1). Записать по правилам языка Pascal следующие выражения (страница флипчарта 9):

    Дети поочередно работают у доски.

    Математическая запись Запись выражений на Паскаль


    37(25+87,5)-17(4,6+1,9) 37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)

    (a+2*b-3*c)/(5*a+4)

    c=a+b

    Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой

    2). Зрительный диктант (страница флипчарта 10).

    Коллективное выполнение заданий:

    -на местах

    а). Что выведется на экран?

    а:=12; b:=7;

    Writeln(' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а-b);


    - у доски

    в). Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе. Запишите программу без ошибок.

    Program prim


    var a,P:integer;


    begin


    writeln('ввести числа')


    P=a*b


    writeln('площадь равна')

    end

    3.Тренинг-задачи (страница флипчарта 12).

    Учитель показывает правила составления программы:

    Составим программу вычисляющую s = а / b.

    program zadacha1_1;

    var a,b,s:real;

    Begin

    writeln('введите число a ');

    readln(a);

    writeln('введите число b ');

    readln(b);

    s:=a/b;

    writeln('а/b =',s);

    end.

    Ссылка на программу . Запуск программы.

    Составьте программу, вычисляющую p=a*b

    Дети составляют программу по образцу.

    Проверь! (ссылка на запуск программы).

      1. Графический диктант (страница флипчарта 12).

      Дети в тетрадях составляют блок-схему.

      Составить блок - схему к программе.

      (Блок-схема (спрятана под фигурой)

      Программа Блок-схема


      program zadacha1_1;

      var a,b,p:real;

      Begin

      writeln('введите число a ');

      readln(a);

      writeln('введите число b ');

      readln(b);

      p:=a*b;

      writeln('а*b =',p);

      End.

      (под блок-схемой спрятан другой вариант решения данной программы).

      3. Физкультминутка (страница флипчарта 13).

      Упражнение для глаз.

      (Ссылка на Flash ).

      1. Практическая работа (страницы флипчарта 14,15-16).

      Работа по разноуровневым карточкам.


      Ребята, подходит к концу 2011 год, он богат хорошими событиями для нашей Республики. Назовите их.

      А какой великий праздник приближается?


      Написать программу, выводящую информацию:

      16 декабря Республика Казахстан будет отмечать 20-летний юбилей Независимости.


      Составить программу по алгоритму:

      Во всех программах не забывать в начале Uses crt; и в конце readkey:

      или readln;

      Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры. Добавьте комментарии к программе.

      IV. Домашнее задание (страница флипчарта 17).

      1. Повторить конспект урока.

      2. Составить программу нахождения площади и периметра шестиугольника.


      V. Итог урока. (страница флипчарта 18).

      Ребята, сегодня мы рассмотрели операторы ввода и вывода на основе линейных алгоритмов, на последующих уроках познакомимся с решением задач на составление разветвляющихся и циклических алгоритмов.

      А сейчас ответьте на вопросы

      1Какая команда служит для ввода данных? Для вывода данных?

      2.Чем отличается вывод информации на экран компьютера оператором

      write( ) от вывода оператором writeln( ) ?

      3.Как вывести на экран текст?

      4.Можно ли вывести на экран несколько переменных или текстов одним оператором writeln()?

      5.Какие символы используются для размещения комментариев в программе?

      6.Как записывается команда присваивания?

      7. Можно ли заменять знак "присвоить" знаком равенства?

      Спасибо за урок! (ссылка на слайд презентации)

      VI. Оценивание.







      Другие материалы из категории Информатика



      • Рейтинг@Mail.ru