» » Урок истории для 8 класса на тему «Православные праздники»

Урок истории для 8 класса на тему «Православные праздники»


Здесь Вы можете скачать Урок истории для 8 класса на тему «Православные праздники» для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.


Урок истории для 8 класса на тему «Православные праздники»


Викторина для учащихся 6-8 классов (слайд 1)



(слайд 2) Цели мероприятия: 

  • Выявить значения праздников как непреходящей ценности национальной культуры.

  • Приобщение учащихся к традициям русских православных праздников.

  • Формирование интереса и воспитание уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре.


(слайд 3) Задачи мероприятия:

  • Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

  • Формировать чувства гражданственности, патриотизма, любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

  • Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях.

  • Познакомить с основными праздниками Православной Церкви

Православные праздники име­ют огромное значение как для Русской церкви, так и для всех православных христиан. Они по­священы воспоминаниям о различных событиях из жизни Иисуса

Христа и его учеников, Божией Матери, а также памяти мучеников и свя­тых угодников, вся жизнь которых была вели­ким примером самоотверженного служения Богу.

Дополнительный материал. Двунадесятые праздники:

Пасха (Светлое Христово Воскресенье) — 15 апреля 2012 года Праздник Праздников

  1. 7 января — Рождество Христово

  2. 19 января — Крещение Господне (Святое Богоявление)

  3. 15 февраля — Сретение Господне

  4. 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

  5. 17 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

  6. 2 июня — Вознесение Господне

  7. 12 июня — День Святой Троицы (Пятидесятница)

  8. 19 августа — Преображение Господне

  9. 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

  10. 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

  11. 27 сентября — Воздвижение Креста Господня

  12. 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

(слайд 4) Вопрос: Пахнет смолою и плюшками,

детскими снами, хлопушками,

Елочки маленькой ствол.

Дарит Господь _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ РОЖДЕСТВО


(слайд 5) Рождество


(слайд 6) Один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения  Иисуса Христа от Девы Марии. Празднуется 25 декабря (7 января по н.с.) В православии входит в число двунадесятых праздников. 



Дополнительный материал.

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира. После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода.


(слайд 7) В какой день это произошло?

И когда Иисус выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный,

в котором Мое благоволение. _ _ _ _ _ _ _ _КРЕЩЕНИЕ


(слайд 8) крещение (святое богоявление)


(слайд 9) Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.  В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за

святой водой.  Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья - в доме будет порядок и покой.


Дополнительный материал.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре, пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!»

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.


(слайд 10) В какой день произошло это событие?

Когда Она в церковь впервые внесла

Дитя, находились внутри из числа

людей, находившихся там постоянно,

Святой Симеон и пророчица Анна. 

  И старец воспринял Младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

Младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке Храма. _ _ _ _ _ _ _ _СРЕТЕНИЕ

Иосиф Бродский. 1972



(слайд 11) Сретение Господне


(слайд 12) Сретение (встреча) Праздник установлен в память о встрече старца Симеона с Девой Марией, принесшей в храм на 40-й день после рождения младенца Иисуса, и предсказании старца о том, что младенец посвятит себя служению людям и их спасению.

Отмечается 2(15) февраля.


Дополнительный материал.

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта - освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, - свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля". Этими словами Симеон с радостью говорит: "теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей".

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа;

Тропарь праздника.

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды - Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.


(слайд 13) Какому празднику посвящен этот тропарь (молитвенный стих)?

Сегодня начало нашего спасения и

открытие тайны, предназначенной от

вечности: Сын Божий становится Сыном

Девы, и Гавриил благовествует благодать.

Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице:

радуйся, благодатная, Господь с Тобою. _ _ _ _ _ _ _ _ __БЛАГОВЕЩЕНИЕ


(слайд 14) Благовещение Пресвятой Богородицы


(слайд 15) Празднуется 7 апреля. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Дополнительный материал.

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, вошел к Ней, сказал: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Тропарь праздника.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою.

Днесь - сегодня; главизна - начало.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Луки гл. 1, 26-38.


(слайд 16) О каком празднике написал эти строки Александр Блок:

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.


(слайд 17) Вход Господень в Иерусалим. (вербное воскресенье)


(слайд 18) Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным оскресеньем, потому что в этот день раздаются молящимся священные ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя


смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых. В 2012 году празднуется 8 апреля

Дополнительный материал.

Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: "идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете, привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу".

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: "осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!"

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: "написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников".

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города.


(слайд 19) Вопрос:

Весть летит во все концы: 
Трубят Ангелы-гонцы, 
В небесах поют Христа: 
Он от тления восстал! 
То не выдумка, не сказка, 
Главный праздник – наша _ _ _ _ _ ПАСХА


(слайд 20) Пасха (светлое Христово Воскресение)


(слайд 21) Слово "Пасха" значит с еврейского "избавление". Христиане, празднуя Пасху,

торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение этого Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

В этом году отмечается 15 апреля.

Дополнительный материал.

Это особый день. Это высочайший, радостнейший и торжественнейший изо всех христианских праздников — праздников праздник и торжество торжеств. Говорят, что пасхальная ночь — такая безмолвная и тихая, как ни одна другая ночь в году. Он отмечается наиболее торжественно, ибо Пасха — это Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, который восстал из мертвых, смертию смерть поправ.

Светлое Христово Воскресение — подвижный праздник, дата которого зависит от дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасху отмечают в первое воскресенье после полнолуния, наступающего вслед за равноденствием. Другими словами, после четвертого апреля и до восьмого мая по новому стилю.

Краткое описание Пасхи, данное священно­служителем Иосифом, таково:

«Накануне праздника, с вечера, христиане на­чинают стекаться в храмы для слушания Деяний Святых Апостолов. В 12 часов ночи начинается благовест, возвещающий наступившее торжество праздника.



С начала службы совершается Крестный ход вокруг храма с Крестом, Евангелием и иконами, во время которого священнослужители поют: «Вос­кресение 1Ъое, Христе Спасе, Ангели поют на Небе-си». Все слушают эту песнь, как бы с Неба, и бла­годарят Бога, что сподобились встретить этот Праздник Воскресения Христова. Когда священ­ное шествие приблизится к западным вратам, ко­торые в это время затворены, тогда священнослу­жители останавливаются пред вратами и Первенствующий из них возглашает: «Слава Свя­той, Единосущной, и Животворящей, и Нераздель­ной Троице». За сим начинают петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть

поправ и сущим во гробе живот даровав». Вслед за сим отверзают­ся западные врата и все входят во храм, а священ­нослужители — в Царские врата, которые отверсты бывают во всю седьмицу Пасхи.

Во время службы священнослужители при каж­дом каждении приветствуют предстоящих во хра­ме: «Христос воскресе!» — и народ ответствует: «Воистину воскресе!»

При конце утрени священнослужители выходят с Крестом, Евангелием и иконами христосоваться с народом, который, прикладываясь ко Кресту, Евангелию и иконам, христосуется и с самими свя­щеннослужителями. При этом существует древний обычай дарить цветные яйца. Обычай этот, по сло­вам Иоанна Дамаскина, означает, что Иисус Хри­стос Своею смертию и Воскресением очистил гре­хи рода человеческого.

http://www.pravoslavie74.ru/voskresenie-hristovo.html


(слайд 22) Какому празднику посвящено это четверостишье?

Он чудо из чудес исполнил Сам,

Вознёсся, одесную сел от Бога,

Великим чудом показал всем нам,

Какая у спасения дорога. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ВОЗНЕСЕНИЕ


(слайд 23) Вознесение Господне


(слайд 24) Вознесение Господне празднуется на сороковой день после Пасхи, поэтому оно всегда приходится на четверг - в 2012 -м год 24 мая. Вознесшись на небо, Иисус Христос,

по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых.


Дополнительный материал.

Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".


Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".

Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.

Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"

Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".

Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.

Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.

http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_205-all.shtml



(слайд 25) Что за чудо?

Это ново: на апостолов Христовых

В виде пламенных языков

Бог – Святый Дух сводится.

Так явила нам себя Пресвятая _ _ _ _ _ _ ТРОИЦА


(слайд 26) Троица


(слайд 27) Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов.

В этот праздник принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Празднуется 3 июня.


Дополнительный материал.

Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. На сем Богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам

Божественного Духа, в просвещение и утверждено душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.

http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_205-all.shtml


(слайд 28) Вопрос:

В какой день ученики впервые увидели Иисуса в Божественной ипостаси на вершине горы Фавор? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ПРЕОБРАЖЕНИЕ


(слайд 29) Преображение Господне (Яблоневый спас)


(слайд 30) В праздник Преображения Господня (19августа) свет исходит от вершины горы Фавор, и виден он издалека. Это Иисус Христос (чтобы поддержать веру в учениках Своих), показал ученикам Свою божественную славу: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет.

Дополнительный материал.

Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. (По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор, покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины).

Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка –

Моисей и Илия, и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии", - не зная, что сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!"

Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "встаньте и не бойтесь". Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.

Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, св. Православною Церковью празднуется 6-го августа (19-го августа н. ст.). День этот почитается одним из великих праздников.



Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например яблоки груши, сливы и прочие.

http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_287-all.shtml

(слайд 31) Какому празднику посвятил

свое стихотворение поэт Юрий Юрский?

Не плачьте в светлый праздник тризны – 
Марию взял к себе Господь.
Она взошла для вечной жизни, 
Усопшую оставив плоть.

Смиренно участь принимая,
(Ей небо, что покров из трав)
По облакам идёт босая,
Своим успеньем смерть поправ.

Нашла Мария кров на небе,
Исполнив миссию свою.
Пред Жизнью слабы Смерти цепи.
Я Вечной жизни гимн пою! _ _ _ _ _ _ _ УСПЕНИЕ


(слайд 32) Успение Пресвятой Богородицы


(слайд 33) Праздник называется Успением  ("засыпанием") потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, т. к. через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо. Празднуется 28 августа.


Дополнительный материал.

Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Гофсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Божия Матерь сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Апостолы в радости воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"


Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.


(слайд 34) Какому празднику посвятил эти строки поэт?

  Колыбель моя качалась

У Сиона, и над ней

Пальма Божия склонялась

Темной купою ветвей.

 

Белых лилий Идумеи

Снежный венчик цвел кругом,

Белый голубь Иудеи

Реял ласково крылом.


Отчего ж порой грущу я?

Что готовит мне судьба?

Все смиренно, все приму я,

Как Господняя раба!   А.Н.Майков (1840 г.)


(слайд 35) Рождество пресвятой Богородицы


(слайд 36) Рождение Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Празднуется 21 сентября


Дополнительный материал.

В галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не

переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда"

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия. Спасителя мира.


(слайд 37) Вопрос:

В этот праздник вспоминаем,

как святыню обрели,

Как Елена, мать святая, очищала от земли,

Чтобы виден был он всеми, даже с самых дальних мест,

Поднимали иереи высоко священный _ _ _ _ _ ВОЗДВИЖЕНИЕ


(слайд 38) Воздвижение Креста


(слайд 39) Воздвижение честного и животворящего Креста Господня

Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно

церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы  места Распятия Иисуса Христа.

Празднуется Православной церковью 14 (27) сентября

Дополнительный материал.

Этот Праздник совершается в память обретения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноапостольною царицею Еленою (326 г.), а с VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629 г.). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (т. е. поднимал) Крест, обращая его ко всем четырем странам, при чем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая:"Господи помилуй!"




(слайд 40) Когда произошло это событие?

В дом Божий Мария входила 
Душою, как Ангел, светла. 
Творца безграничная сила 
Ее по ступеням вела. 

Оставив земную обитель, 
Родителей нежных Своих, 
Пришла, чтоб Господь Вседержитель 
Был Сын Ей и Вечный Жених!  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


(слайд 41) Введение в храм Пресвятой Богородицы


(слайд 42) Праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы

Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели

свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с

праведным Иосифом. Празднуется в  21 ноября (4 декабря по н.с.) и принадлежит к числу двунадесятых праздников

Дополнительный материал

Пятнадцать высоких ступеней вело в храм. Родители Марии поставили Ее на первую ступень лестницы. Как же удивились все присутствовавшие, когда увидели, что такая маленькая девочка, Сама, без посторонней помощи, взошла по ступеням храма! А на помосте храма встретил Марию первосвященник Захария. «Шествуй, Чистая, иди, Преблагословенная! Войди в радости в Храм Господа Твоего!» – сказал он. Это Дух Святой просветил Захарию, ведь тогда еще никто не мог знать, какая великая и удивительная судьба ожидает маленькую Марию. А первосвященник оказал трехлетней девочке и вовсе невиданную почесть. Он взял Марию за руку и повел в самую священную часть храма – в Святая Святых, куда имел право входить только он сам, и то лишь однажды в год!

Мария оставалась при храме двенадцать лет. Как Она жила там и что делала? Ангел Господень являлся Марии, чтобы наставлять Ее в Священном Писании. Она прилежно занималась рукоделием и, конечно же, постоянно молилась Богу. Вот видите, ребята, какой у нас завтра удивительный праздник! Сама Пресвятая Богородица, входя в Божий храм, указывает нам путь в него. Последуем же и мы за Ней! В храме наши молитвы соединяются с молитвами святых, а

нашей особенной Молитвенницей является Божия Матерь. Она с детских лет полюбила святой храм и с радостью помогает всем, приходящим в него для молитвы.

(слайд 43-44) Использованная литература:

  1. Ладомир. Книга для чтения по православной культуре. Т.1. /Авт.-сост. А.Е. Шишкин, Н.П. Шишкина.- Самара: ООО ИЦ «Книга», 2003.(с.450-451)

  2. Дьякова Е.А. Перед праздником:рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. –М., ЦГО, 1996.

  3. Сегодня праздник. Авт.-сост..О.Глаголева, Е.Щеглова. Издание Валаамского СпасоПреображенского монастыря, 2006.

Ресурсы интернет:





ранее этот материал был размещен на сайте http://metodisty.ru/


http://metodisty.ru/m/files/view/dvunadesyatye_pravoslavnye_prazdniki_-viktorina_6-8_kl

18




Другие материалы из категории История



  • Рейтинг@Mail.ru