» » Конспект урока по Литературе "Школа бизнеса «Вишневый сад». Определение сверхзадачи творчества А.П. Чехова" 10 класс

Конспект урока по Литературе "Школа бизнеса «Вишневый сад». Определение сверхзадачи творчества А.П. Чехова" 10 класс


Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Литературе "Школа бизнеса «Вишневый сад». Определение сверхзадачи творчества А.П. Чехова" 10 класс для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

1001 идея интересного занятия с детьми


Школа бизнеса «Вишневый сад».

Определение сверхзадачи творчества

А.П. Чехова

Павловская Елена Витальевна, МБОУ лицей № 3 г. Светлограда Ставропольского края, учитель русского языка и литературы, руководитель ТЮЗа «Ровесник»


Предмет (направленность): урок литературы

Возраст детей: 10 класс

Место проведения: учебная аудитория

Реквизит: костюмы, предметы чеховского времени

Цель урока: организация деятельности учащихся над пониманием «сверхзадачи» как понятия на примерах жизни и творчества А.А. Чехова

Сверхзадача урока: мотивация учащихся к определению и конкретизации собственной жизненной цели.

Форма урока: занятие в бизнес школе

Задачи: развивать умения

  • различать понятия «задача» и «сверхзадача»

  • оценивать творческий смысл рассказов А.П. Чехова и связывать понимание «сверхзадачи» героев и автора;

  • организовать деятельность детей по освоению умений строить композицию, читать эмоции, обращать внимание на художественные детали текста;

  • учить моделировать жизненные ситуации и предполагать их решение;

  • обеспечить условия для свободного общения, выражения собственной точки зрения

Применяемые технологии: театральная педагогика

В работе использованы следующие элементы театральной педагогики:

  • определение «сверхзадачи» по системе Станиславского

  • мгновенная театрализация через фотографию

  • определение эмоции, детали и композиции действия

  • моделирование и предвидение на уровне творческого этюда

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

  1. Создание сюжетной фотографии по рассказам А.Чехова в группе

  2. Участие в этюде, моделирование жизненной ситуации

  3. Участие в коллективном диалоге

  4. Анализ различных форм выражения авторской позиции

  5. Определение сверхзадачи своей жизни

Метадеятельность: исследовательская (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); проектировочная (замысел, реализация, рефлексия); сценирующая (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий); прогнозирующая (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения)

Метаумения: навыки переработки информации, творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); регулятивные умения (формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности).

Карта урока

Основные этапы урока

Главная задача

Приемы

Исходное событие. Завязка. Актуализация. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока. Целеполагание.

Выйти на понятие «сверхзадача», определить цель урока и план дальнейшего действования

Интерактивная беседа

Основное событие 1.Эмоции. Детали. Композиция.

2.Создание сюжетной фотографии по рассказам А. Чехова «Радость», «Палата № 6», «Человек в футляре». Подбор названия к фотографиям. Анализ произведений. Обсуждение фотографий.

3. Анализ промежуточных результатов. Сверхзадача творчества А. Чехова.

4. Биография А. Чехова в афоризмах

Создать фотографию к чеховскому рассказу, отразив суть произведения в статичной форме, определить сверхзадачу творчества и жизни А. Чехова

«Застольная беседа», «Фотосалон»

Фронтальная беседа

Главное событие. 1. Групповая работа по созданию этюда на тему жизни писателя.

2. Обсуждение жизненности созданной истории.

Применить полученные знания в новых условиях – домыслить историю, которая могла бы произойти с Антоном Павловичем, проиграть её «на зрителях»

«Этюд»

Кульминация урока.

Определение сверхзадачи жизни А. Чехова, любого человека

Соотнести понимание сверхзадачи творчества, жизни, осознать универсальность понятия

«Предвидение»

Развязка. Итоги урока. Рефлексия. Определение учащимися сверхзадачи своей собственной жизни

Определить полезность новых умений, подвести итоги урока

«Открытка»

Сценарий урока

Исходное событие.

Завязка. Актуализация.

(Слайд 1). Недавно в интернете я увидела рекламное объявление школы бизнеса «Вишневый сад». Для обучения будущих успешных предпринимателей в школе преподают не только видные педагоги, психологи, экономисты, но и актеры и режиссеры. (Слайд 2). Оказывается, в подобных школах для определения базового понятия «сверхзадача» учат выявлять эмоции, детали, композицию. Я подумала, а преподают ли в этой школе литературу и если да, то как это может происходить? Предлагаю провести урок литературы в школе бизнеса «Вишневый сад».

Создание проблемной ситуации

(Слайд 3). Итак, сверхзадача. Ваши ассоциации, связанные со словом. (Предположения учащихся).

(Слайд 4). Учение о сверхзадаче принадлежит реформатору русского театра, актеру, режиссеру К.С. Станиславскому. «Сверхзадача — главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс … Сверхзадача (хотение) …создает … процесс... » А вы пробовали определять свою сверхзадачу? Попробуйте. (Предположения учащихся о сверхзадаче собственной жизни).

У великих людей и компаний есть такие сверхзадачи (миссии). (Слайд 5). Выдающаяся компания Google сразу заявляет о ней на своей странице: «Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех». О задаче таких компаний мы все прекрасно знаем – получение прибыли. Чем же отличается задача от сверхзадачи? (Польза для общества).

Как и у компаний, миссию, или сверхзадачу, можно определить в профессии. (Слайд 6). Спортсмены — «генераторы эмоций». Сверхзадача: доставлять удовольствие людям. Вспомним любую значительную победу наших спортсменов и эмоции всей страны.

Таксисты. (Слайд 7). Таксисты — «конструкторы времени»
Сверхзадача: сделать поездку быстрой и незабываемо интересной. Кстати, передача-викторина «Такси» реализовала эту цель. Представьте, потенциал роста личности водителя (или таксомоторной компании), которые осознают, что они больше чем такси.

Почему же учение режиссера Станиславского о сверхзадаче применяется в школе бизнеса? (Предположения учащихся об универсальности учения о сверхзадаче). (Слайд 8).

Целеполагание

Какова же сверхзадача писателя? (Слайд 9). К концу нашего занятия мы попытаемся ответить на этот вопрос. Предлагаю определить сверхзадачу писателя А. П. Чехова. (Слайд 10). На что мы будем опираться? (Выработка учащимися плана действий: на творчество, на биографию, на популярность (рейтинг) в наши дни).

Обратимся к рейтингу писателя в данный момент (Слайд 11).

  1. 10 величайших произведений мира 19 века (5 место)

  2. Рейтинг величайших русских писателей по тестам ЕГЭ он-лайн (5 место)

  3. Топ 10 самых экранизируемых произведений писателей мира (2-3 место)

  4. 100 лучших произведений всех времен – рассказы Чехова. (11 место)

  5. Знаменитые драматурги планеты (1 место)

Востребованность творчества писателя даже через 109 лет после смерти очень высока. Кстати, сам Чехов в свое время писал, что на 1 место ставит Толстого, себя на 98.

Основное событие

«Фотосалон»

Предлагаю определить сверхзадачу рассказов А.П. в форме тренинга «Фотосалон». Вам будет предложено создать фотографии, соответствующие определенным требованиям. В кабинете имеются все необходимые предметы, костюмы, мебель для выполнения этого задания. Вначале небольшой тренинг.

(Слайд 12). Любой бизнесмен должен уметь читать эмоцию и сам её выражать. Попробуйте прочитать эмоции в киносюжетах по рассказам А.П. Чехова в исполнении О. Басилашвили (просмотр). Эмоциональное состояние (например, усталость) можно выразить мимикой лица, руками, спиной, всем телом. Группе 1 необходимо создать фото, где будет отражена главная эмоция героя рассказа «Радость» (Приложение 1).

(Слайд 13). Человек, не обращающий внимание на детали, всегда в проигрыше. Группе 2 предлагается создать фото деталей рассказа «Палата №6» (Приложение 2) .

(Слайд 14-15). Композиция чрезвычайно важна и в литературе, и бизнесе, и фотоискусстве, например. Обратите внимание на эти схемы. Они помогут вам создать фото, на котором будет отражен главный композиционный прием рассказа «Человек в футляре» (Приложение 3).

Чехов иногда называл свои маленькие рассказы «шутками» — но в каждой его шутке есть истинная, неприкрытая, сермяжная правда.

(Представление и защита «фотографии» группами. Во время защиты – анализа специально подготовленный человек делает фотоснимки представленных работ и вводит их в презентацию)

Промежуточные результаты

В своих рассказах Антон Павлович Чехов писал о мелочах повседневного быта, о смешных чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в этих рассказах возмущения, избегал морали. На самом же деле рассказы, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Какова сверхзадача рассказов? (Обличение пошлости, мещанства, деградации личности, неумения сделать свою жизнь нужной, полезной, значимой)

Просмотр получившихся фотографий. (Слайды 16-18)

Первые предположения о сверхзадаче А. Чехова как писателя.

Подготовка к этюду.

3 человека идут переодеваться и готовиться выполнять задание повышенной сложности: как бы поступил А. Чехов в предложенной ситуации (придумать и проиграть) (Приложение 4)



Биография А. Чехова в афоризмах

Мы попытались выявить сверхзадачу рассказов. Миссия этого человека прослеживается и в его биографии. Внешняя простота жизни самого писателя сразу бросается в глаза на фоне его предшественников и  — особенно — ближайших потомков. (Слайд 19). За свои неполные сорок четыре года ­Чехов:

не скрывал тайны происхождения

не страдал от неразделенной любви

не проигрывался в карты

не стрелялся на дуэлях

не служил и не воевал

не стоял на эшафоте и не был на ­ каторге

не говорил истину царям с улыбкой

не сжигал демонстративно свои главные книги

не бежал из дома ночью

Какие факты жизни А.П. всплывают в вашей памяти, когда вы смотрите на эти снимки и высказывания Чехова?

(Опора на знания учащихся).

(Слайд 20). В детстве у меня не было детства.

(Слайд 21). Медицина — моя законная жена, а литература — любовница.

(Слайд 22). Описать…, например, стол…, гораздо труднее, чем написать историю европейской культуры.

(Слайд 23). Сахалин – это место невыносимых страданий...

(Слайд 24). Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают…, а в это время слагается их счастье и разбивается их жизнь.

(Слайд 25). Какое огромное счастье любить и быть любимым.

(Слайд 26). Популярность. Как относился Чехов к своим поклонницам, мы сейчас увидим. Театральный этюд «Пестрые рассказы» о Чехове. Задача: предположить, как повел бы себя А.П. в предложенной ситуации.

Главное событие.

Этюд на тему жизни А. Чехова

Представление мини-проекта и его обсуждение с «артистами» и «зрителями».

Кульминация урока.

Итак, мы умеем с вами

  • Строить композицию,

  • Читать эмоцию,

  • Обращать внимание на детали

  • Предполагать поведение человека

Что же такое сверхзадача и какова сверхзадача жизни и творчества Чехова? ( Высказывания учащихся). Антон Павлович не определял свою сверхзадачу, но как гениальный человек чувствовал её и стремился к ней. Может быть, следующие высказывания помогут посмотреть на значимость жизни человека.

(Слайд 27). Человек должен… работать в поте лица…, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

(Слайд 28). Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.
(Слайд 29). Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

(Высказывания учащихся о сверхзадаче А. Чехова)

Перспективное домашнее задание.

Мы с вами сделали только предположения о сверхзадаче Чехова, вы сможете уточнить, конкретизировать её, изучая грустную комедию о любви, о прошлом, настоящем и будущем России, о бизнесе…с красивым названием «Вишневый сад». (Слайд 30).


Развязка. Итоги урока. Рефлексия

Почему же учение режиссера Станиславского о сверхзадаче применяется в школе бизнеса? Какова может быть сверхзадача бизнесмена?

Среднестатистический житель России во всех бедах винит олигархов. Россия занимает 2 место в мире по количеству миллиардеров и 130 место по благотворительности. Есть повод задуматься.

(Слайд 31). Меценатство. Вот выдержки из II параграфа "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании", затрагивающие преемственность меценатства в России в прошлом и теперь:

- Богатство - не самоцель. Оно должно служить созданию достойной жизни человека и народа.

- Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание.

- Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность.

- Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно, "вкладываются" в социальную стабильность.

Какова может быть сверхзадача бизнесмена? (Предположения учащихся).

(Слайд 32). Занятие в школе бизнеса «Вишневый сад» заканчивается. Предположите, как мог бы называться такой урок. ЕГО СВЕРХЗАДАЧА? Как может вам пригодиться в жизни умение определять сверхзадачу?

Сам Чехов неустанно занимался благотворительностью. (Слайд 33). Перед вами открытка Антона Павловича в пользу голодающих. Попробуйте определить и написать на ней сверхзадачу своей жизни. Сохраните эту открытку, а через несколько лет напишите цель своей жизни вновь и посмотрите, как она изменилась. (Слайд 34). Словесная формулировка сверхзадачи: «Хочу делать …то-то».

(Формулирование сверхзадачи своей жизни)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1954, 1960, 1986  

  2. Вокруг Чехова. М., 1990.

  3. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…» Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.  

  4. Сухих И.Н. Чехов в жизни. Сюжет для небольшого романа. М., 2010.

  5. К.С.Станиславский. Работа актера над собой. Ч.1.: Изд. “Искусство”, 1954.

  6. Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952.

  7. Игорь Сухих. Чехов в XXI веке. Три этюда.

    http://magazines.russ.ru/neva/2008/8/su15.html

  8. 100 фактов о Чехове.

http://ria.ru/checkov/20100310/206625192.html

  1. А. П. Чехов – цитаты

    http://www.mircitaty.com/chexow.html

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. А.П. Чехов. Радость.


У Мити Кулдарова огромная радость: о нём написали в газете! Правда, статья была о том, как он в пьяном виде попал под лошадь...


  1. Прочитайте отрывок из рассказа.


Было двенадцать часов ночи.

Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей…

— Это невероятно! Вы не можете себе представить! Вы поглядите! Читайте! Читайте же!

- «29-го декабря, в одиннадцать часов вечера, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров... выходя из портерной … и находясь в нетрезвом состоянии,… поскользнулся и упал под лошадь стоявшего здесь извозчика. Испуганная лошадь, перешагнув через Кулдарова и протащив через него сани … помчалась по улице и была задержана дворниками. Кулдаров, вначале находясь в бесчувственном состоянии, был отведен в полицейский участок и освидетельствован врачом»…

- Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло!

Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу.


2. Создайте фотографию, в которой бы нашла отражение главная эмоция рассказа.

3. Подберите к фотографии название:


Восторг

Глупая радость

Счастье

Ваш вариант



Приложение 2. А.П. Чехов. Палата № 6.


Палата для душевнобольных. Больные похожи на арестантов, больница на тюрьму. Единственный человек, способный здраво рассуждать, - это душевнобольной И.Д. Громов. Доктор Рагин часто приходит к нему и беседует, проповедуя такие мысли: “При всякой обстановке мы можем найти успокоение в самих себе”. Следуя этой идее, Рагин не вмешивается в дела больницы: “ В своей нечестности виноват не я, а время”. Рагина принимают за сумасшедшего, помещают в палату № 6. Доктор умирает.

  1. Прочитайте отрывок из рассказа.

Андрей Ефимыч, придя домой, немедленно садится в кабинете за стол и начинает читать. .. Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко…Через каждые полчаса он, не отрывая глаз от книги, наливает себе рюмку водки и выпивает, потом, не глядя, нащупывает огурец и откусывает кусочек… Грубое, мужицкое лицо доктора мало-помалу озаряется улыбкой умиления и восторга перед движениями человеческого ума. О, зачем человек не бессмертен? ... Видеть свое бессмертие в обмене веществ так же странно, как пророчить блестящую будущность футляру после того, как разбилась и стала негодной дорогая скрипка… Я служу вредному делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю; я нечестен…, я только частица необходимого социального зла... В своей нечестности виноват не я, а время...


2. Создайте композицию – натюрморт для фотографии.

3. Подберите к фотографии название.


Я служу вредному делу

Частица необходимого социального зла

Футляр

Ваш вариант





Приложение 3. А.П. Чехов. Человек в футляре


Учитель Беликов стре­мился создать себе «футляр». Своими  сооб­раже­ниями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Беликов встретил на улице Кова­ленок, ката­ю­щихся на вело­си­педах, и был возмущен. Отправился с поучениями к старшему брату Вареньки, тот спустил его с лестницы. Варенька стала невольной свидетельницей происшествия, звонко рассме­я­лась. Мысль о том, что о проис­шедшем узнает весь город, привела Бели­кова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер. Когда он лежал в гробу, выра­жение лица у него было счаст­ливое.

  1. Прочитайте отрывок из рассказа.

Беликов, учитель греческого языка, … был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:

— Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.


2. Создайте композицию - СИМВОЛ для фотографии

3. Подберите к фотографии название:

Футляр

Кокон

Улитка

Как бы чего не вышло

Ваш вариант


Приложение 4. ЭТЮД «Антон Чехов и поклонницы»


Познакомьтесь с началом истории о Чехове. Предположите, как может продолжиться разговор писателя и его поклонниц, разыграйте сцену.

Действующие лица:

Антон Чехов, писатель

Катенька, курсистка

Наденька, курсистка, пишет рассказы, подражая Чехову

Реквизит: самопишущее перо, карточки писателя, уздечка, рукопись Наденьки


Катенька.

Наденька, давай проверим, всё ли готово?

Наденька.

Да. Вот самопишущее перо, или авторучка.

Катенька.

Карточки Антона Павловича для меня и тебя.

Наденька.

Лошади выведены из строя?

Катенька.

Уздечку отвязывала целый час.

Наденька.

Хорошо. С минуты на минуту из театра выйдет Антон Павлович.


(Появляется Антон Павлович. Поклонницы бросаются ему навстречу)

Катенька.

Антон Павлович, я поклонница Вашего таланта. Мне нужен ваш автограф.

Наденька.

Ваши шедевры я готова читать и днём и ночью

Катенька.

Я бесконечно рада, что вижу Вас.

Наденька.

Я тайно писала вам письма. Но почему Вы не ответили на мои послания?

Катенька.

Мне нравятся ваши «Пёстрые рассказы».

Чехов.

Милые барышни, чем могу быть полезен?....


12



Другие материалы из категории Литература




  • Рейтинг@Mail.ru