» » Урок на тему «Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

Урок на тему «Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»


Здесь Вы можете скачать Урок на тему «Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Автор – Козляковская Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54

г.Брянска, заслуженный учитель РФ

Урок – размышление


«Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

Оборудование урока

1. Выставка книг Ю. Бондарева.

2. Плакат на выставке: «Художественная литература не может
материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к
собственной жизни и жизни общества.» (Ю. Бондарев.)

3. Эпиграф (запись закрыта).

Сколько в человеке ПАМЯТИ,

столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.

В. Распутин, писатель

  1. Таблица (заполняется по ходу урока).



5. Схема (заполняется по ходу урока).


  1. Фонограмма звука идущего поезда.

  2. Иллюстрации (рисунки учащихся).

Ход урока

  1. Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко).

  2. Подготовка к восприятию.

Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, так глубоко запавшие в душу. Память постепенно возвращала его в «наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви», к тем переживаниям, каких он «позднее, уже зрелым человеком, никогда не испытывал так чисто и пронзительно» (музыкальное сопровождение).

Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти.

Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем Сафоновым.

III. Чтение текста учителем под фонограмму с записью звука идущего поезда («Места, по которым мчал...») И Павел Георгиевич решил выйти на разъезде перед городом и пройтись пешком.

- Почему он решил выйти? («И вдруг его непреодолимо...).

IV. Анализ текста.

- Автор сразу знакомит нас с героем, рассказывает, кто такой Сафонов, чем он занимается?

  • Какую характеристику Сафонову дает автор? Что узнаем о его внутреннем мире, душевном складе?

  • Проследим по тексту, с каким настроением идет Сафонов в город? Что помогает понять это настроение? («С насыпи П.Г. спустился в степь...»).

И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.

V. Проверка домашнего задания (по вариантам).

Устное словесное рисование. «Два города». - Рисунки учащихся.

VI. Размышление над текстом и по теме урока.

  • Передайте впечатления Сафонова от встречи с городом. Заполнение таблицы,

  • Почему он почувствовал себя экскурсантом?

  • Назовите три встречи героя с близкими людьми. Чтение эпизода «У Витьки Снегирева».

  • Какие чувства испытал П.Г. после этого визита и почему?

В мире детства, к которому так захотелось прикоснуться П.Г., был еще близкий человек - девушка, которая была его первой любовью, - Вера. Чтение или пересказ эпизода «Посещение матери Веры».

  • Какие чувства пришли к нему? Почему почувствовал себя «будто ограбленным»?

  • Почему Верина мать посмотрела ему прямо в зрачки долгим тягучим взглядом? (Для нее встреча с Пашей - память о погибшей дочери. Эта память священна, но писатель заставляет нас подумать, что помнить надо и о живых).

Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И вдруг - как спасение, как нежданная радость - он увидел аллею, а в ее тени - школу, где учился. Он вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули воспоминания.

Чтение учителем у рисунка (аллея, школа, домик учительницы).

Звучит музыкальное сопровождение. («Он представил себя все ярко... с этим именем Мария Петровна»).

  1. Чтение в ролях эпизода «У старой учительницы».

Задание перед прослушиванием сцены.

«Деловая игра».

- Вы - режиссеры. Представьте себе, что эту сцену нужно снять для кинофильма.

  • Как будет выглядеть герои в этой сцене?

  • Что выражают их лица?

  • Какие детали, помогающие понять смысл этой сцены, вы показали бы крупным планом (Пальто, учительницы, чернильное пятно на пальце, скромность обстановки комнаты…)?

После чтения сцены.

- Что вы испытали, слушая эту сцену?

- Передайте внутреннее состояние Сафонова во время встречи с учительницей. Почему он испытывает стыд?

- Был ли Сафонов хорошим человеком до этих встреч?

- Что изменили в нем эти встречи, и особенно, встреча с учительницей? (заполнение схемы).

- Каким поступком Сафонов выразил своё прозрение?

- Какой Сафонов вам ближе и почему?

VIII. Заключительное слово учителя

Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас - преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Сафонов был неплохим человеком, но встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. И он познал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».

IX. Выбор эпиграфа.

Сколько в ЧЕЛОВЕКЕ ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.

В. Распутин, писатель

Память противостоит уничтожающей силе времени... В этом величайшее нравственное значение памяти,

Д.С. Лихачев, академик

Все на земле стирается, все, кроме памяти.

И.Васильев, писатель



скачать этот документ

Другие материалы из категории Литература



  • Рейтинг@Mail.ru