» » «Любовь как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира в рок-опере А. Рыбникова «Юнона» и «Авось» 7 Класс

«Любовь как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира в рок-опере А. Рыбникова «Юнона» и «Авось» 7 Класс


Здесь Вы можете скачать «Любовь как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира в рок-опере А. Рыбникова «Юнона» и «Авось» 7 Класс для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.



Урок: «Любовь как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира в рок-опере А. Рыбникова «Юнона» и «Авось»

(7 класс, I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки». Программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской [1]. Тема урока рассчитана на два занятия):


Тип урока: урок изучения нового материала.

Жанр урока: интегрированный.

Вид урока: урок - размышление.

Цель урока:

Обучающая - познакомить учащихся с фрагментами рок-оперы А. Рыбникова – великого нашего современника для приобщения их к ведущим ценностям отечественной музыкальной культуры, как неотъемлемой части общей духовной культуры.

Воспитательная - воспитать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества.

Развивающая - развить мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение).

Задачи урока:

1). Рассмотреть вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы.

2). Изучить драматургию развития и музыкального языка основных образов.

3). Воспитать интерес к современному музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру школьников, как часть их духовной культуры.

4). Развить общие музыкальные способности учеников, а также образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Основные понятия: драматургия, икона, молитва, стиль, либретто, речитатив.

Используемые на уроке технологии:

1. Метатехнологии: развивающая, проблемная технология; культуросообразное обучение.

2. Макротехнологии: технологии восприятия художественного образа; технологии интеграции искусств.

3. Мезотехнологии: технологии развития певческого голоса, направленные на чистоту интонирования, образность и выразительность исполнения; технологии коллективного музицирования (пение).

4. Микротехнологии: технологии развития тембрового слуха; технологии развития ансамбля в хоре.

5. Информационно-компьютерные технологии.



Используемые электронно-образовательные ресурсы:

http://www.belcanto.ru; http://www.wcomega.ru; http://www.music.ru.

Оборудование, технические средства: фортепиано, музыкальный центр, видеоряд из сюжетов рок-оперы, интерактивная доска, оперная программа, икона «Казанской Божией Матери», афиша.


Ход урока:

О любви подлинной, высокой немало написано замечательных произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них.

На что вы сегодня обратили внимание, придя на урок? (см. Приложение 1)

Ученик. На красочную афишу.

С какой целью люди придумали афиши?

Ученик. Чтобы привлечь внимание и пригласить посетить концерт или спектакль, сообщить о времени и месте проведения, рассказать о содержании.

Давайте на нашей афише посмотрим, куда она приглашает, о чем сообщает и что рассказывает?

Ученик. На рок-оперу ««Юнона» и «Авось»» в театр имени «Ленинского комсомола».

Может быть вы увидели знакомые имена?

Ученик. Композитор Алексей Рыбников, режиссер Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский. Юнона – древнеримская богиня любви.

Итак, эти достойные и многоуважаемые люди приглашают нас на представление, которому уже четверть века! А событиям, о которых пойдет речь уже более 200 лет.

Перейдем теперь к творчеству нашего замечательного композитора Алексея Рыбникова. Что вы знаете о нём? (Домашнее задание).

(Проверка домашнего задания обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий таких как: логических действий, направленных на постановку и решение проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание [2].)

Ученик. А. Рыбников родился в 1945 г. Учился у Арама Ильича Хачатуряна (известного нам по таким прекрасным балетам как “Гаянэ”, “Спартак”, музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»). В 1975 г. А. Рыбников сочинил музыку к мюзиклу “Приключения Буратино”, «Волк и семеро козлят на новый лад», а в 1976 г. – рок-оперу “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” (по Пабло Неруде), которая была впоследствии экранизирована. В 1981 г. А. Рыбников пишет свою вторую рок-оперу “Юнона” и “Авось” о событиях 1806 года.

Как вы думаете: для чего современный композитор обращается к теме прошлых событий?

Ученик: Чтобы сохранить память для будущих поколений, так как человек в ответе должен быть за сохранение культуры для тех, кто будет жить после нас на планете (по этой же причине создаются музеи, заповедники, заносятся в “Красную Книгу” редкие виды растений и животных).

Очень хорошо, что вы это поняли. Мы не вправе решать за наших потомков, что для них будет интереснее и важнее: Бах или Моцарт, Данте или Пушкин, Андрей Рублев или Рембрандт. Мы должны это сохранить, потому что самое страшное – беспамятство.… Когда враги хотят уничтожить народ, они стараются вырвать из памяти самое главное – язык, песни, родные имена… Можем ли мы надеяться, что вы будете стараться делать всё возможное, чтобы наша культура жила и развивалась?

Краткая историческая справка: (Домашнее задание) Кто нашел материал о графе Резанове?

Ученик: Резанов Николай Петрович (1764-1807 гг.) – выдающийся русский путешественник и государственный деятель. Один из учредителей Российско-американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка. Позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-американской компании. В 1806 г. предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске от простуды.

Обратимся к переписке Н.П. Резанова. “Пусть как угодно ценят подвиг мой, но при помощи Божьей надеюсь хорошо исполнить его, мне первому из России здесь бродить так сказать по ножевому острию…”

Некоторые отзывы современников (Домашнее задание).

Ученик: “Всё-таки надо отдать справедливость обер-камергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках он всё же отличается большими административными способностями. И не все человеческое ему чуждо. Можно было бы подумать, что он уже сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако, в виду присущей этому холодному человеку осмотрительности, осторожнее, будет допустить, что он просто возымел на неё какие-то дипломатические виды” (из дневника доктора Лангсдорфа).

Ученик: “Сей господин Резанов был человек скорый, горячий, затейливый, писака, говорун, имеющий голову более способную создавать воздушные замки в кабинете, нежели к великим делам, происходящим в свете…” (флота капитан 2-го ранга и кавалер В.М. Головин).

Вот пример того как по-разному могут отзываться об одном и том же человеке его современники…

Можно, конечно, выразить своё отношение к тому или иному поступку, но не осуждать человеческую личность. Ведь ещё в Библии сказано: ”Не судите, да не судимы будете…” И прав был талантливый русский поэт Ф.И.Тютчев, когда писал свои строки:

Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется

И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать…”

Что послужило поводом для сочинения оперы? Давайте попробуем услышать мысли создателей оперы об этом?

Ученик . Композитор Алексей Рыбников – “Некоторые называют моё сочинение рок-оперой, думаю, что это не соответствует действительности. Мне хотелось следовать великой русской оперной традиции, прикоснуться к фольклорным мотивам, к стихии русского романса, но используя при этом все современные способы музыкальной и сценической выразительности” [3].

(Композитору трудно ограничить свое творение рамками определенного жанра, и он вырабатывает свой стиль – как отражение своего мироощущения, как камертон эпохи.)

Ученик. Автор Андрей Вознесенский – “Российская Муза всегда была общественна, исповедальна – её не зря отождествляли с совестью. Она не чуралась колокольной ноты. Одна из черт её сейчас – противостоять стандартности, серости, стереотипу мышления” [3].

Ученик . Хореограф Владимир Васильев – “Если искренне считать, что театр – это храм, если чувствовать себя причастным к чему-то более высшему, чем просто к актерскому, режиссёрскому, балетмейстерскому труду, если каждый день, каждый час быть готовым к святому подвигу во имя искусства, если быть беззаветно преданным великой силе российской духовности – можно ожидать, что созданное тобой на театре станет необходимым для многих” [3].

Ученик . Режиссёр постановщик Марк Захаров – “Любовь к Отечеству требует от нас чуткого прикосновения к истокам национальной культуры. Мы научились любить произведения древнерусского зодчества, мы оценили величие древнерусской иконописи, мы хотим оценить красоту древних ритуальных песнопений, услышать музыку наших предков и связать её воедино с сегодняшним бурным движением ввысь” [3].

Давайте вспомним с вами, что лежит в основе любой оперы? (см. Приложение 2)

(Схема прохождения этапов урока – раскрывается постепенно в ходе прослушивания музыки).

Ученик: Либретто - краткое содержание литературного произведения или исторического факта.

Звучит пролог (вместо увертюры как в классической опере)

Часть I: “Соло бас (исп. Р.Филиппов), молитвенные песнопения (академический русский хор под управлением Н. Агафонникова)” (сцена похорон жены графа Резанова).

Сколько драматургических линий развития намечено в музыке вступления?

(Слушаем музыку).

В прологе намечаются две линии развития. Какие по вашему мнению?

Ученик: взаимоотношения человека и Родины, которые проходят в полифоническом диалоге.

История, ты стон

О, Родина, была ты близорука,

Пророков, распинаемых крестами!

Когда казнила лучших сыновей!

Ученик: тема одиночества личности и пути его преодоления.

(см. Приложение 3)

Какое впечатление произвело слушание пролога?

Ученик: Страх, тревога, отчаяние.

(Ответы учеников на вопросы развивают логические универсальные учебные действия (УУД) [3] такие как установление причинно-следственных связей.)

Куда переносит нас музыка? Что услышали в музыке пролога?

Ученик: Музыка и слово как бы подготавливают нас к трагическим событиям, которые будут происходить далее.

Как в музыке передается чувство горя и одиночества?

Ученик: Чувство горя и одиночества передается:

а) ударами колокола (его язык был предназначен не только созывать народ ко всеобщей молитве, но и оповещал о радостях, либо постигших печалях);

б) тоскливым женским плачем, сиротливо плывущим над притихшим миром (сцена похорон жены графа);

в) отчаянным шепотом – заклинанием: «Кто-нибудь, услышь меня! Родина, услышь меня! Господи, услышь меня! По морям бушующим плыву без компаса, зову без голоса…» - что это, если не крик души?

И после - плач народа (как в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»).

Смерть жены Резанова сделала, по его словам, всю его жизнь безобразною и остаток дней своих он решил посвятить Отечеству. «Не в схимну иду – в служение Отчизне. …Да будет судьба России крылата парусами». Обращаю внимание учеников на слова о том, что Резанову важно все сделать хорошо, так как «последствия будут по достоинству оценены потомками нашими» [3].

(Продолжаем слушать музыку).

Романс морских офицеров (разучиваем с учениками).

Каким человеком предстает граф Резанов перед нами?

Ученик: Смелым, решительным, любящим Родину.

Этот романс представляет собой изумительную лирико-драматическую характеристику Резанова. Это лейтмотив любви, пока обращенный к Родине, а в дальнейшем - к молодой девушке Кончите. Итак, тема Родины - главная в характеристике Резанова. Послушаем еще один монолог героя. Какие помыслы откроются вам, какие грани его души? Как музыкально осуществляет свой замысел композитор?

Монолог-речитатив.

Российская империя – тюрьма,

И за границей - тоже кутерьма,

Родилось рано наше поколение,

Чужда чужбина нам и скучен дом.

Расформированное поколение

Мы в одиночку к истине бредем.

Чего ищу? Чего-то свежего…

Начинают театр с вешалок,

Начинаются царства с виселиц.

Земли новые – табула раза

Расселю там новую расу.

Третий Мир без деньги и петли!

Ни республики, ни короны

Где земли золотое лоно,

Как по золоту пишут иконы

Будут лики людей светлы.

В начале арии-монолога строй речи Резанова близок к мелодекламации, интонации раздумья, размышленья…

В инструментальном сопровождении – мерный, пульсирующий, неторопливый шаг. Мелодия похожа на вздох, в ней больше уныния, чем жажды жизни, борьбы.

На всем протяжение арии-монолога звучание выдержано в одном настроении?

Ученик: Нет, в центральной части арии-монолога речь героя преображается, становится мажорной, патетичной, песенной, широкой.

Что придает им особую выразительность?

Ученик: Мольба-заклинание в последних строчках монолога.

(Продолжаем слушать арию).

Куда приводит нас музыка?

Ученик. Музыка возвращает нас к начальным интонациям, так как Резанов горестно осознает, что идеальный мир – это только мечта, иллюзия. Сливаясь с мелодией уныния, одиночества звучит его полушепот:

Смешно с всемирной тупостью

бороться!

Свобода потеряла первородство!

Ее уж больше нет ни здесь, ни там,

Куда же плыть?

Не знаю, капитан!

Что в такой ситуации делают люди?

Ученик: Кто-то молится, кто-то просто опускает руки.

(Слушаем музыку).

Голос Богоматери (исп. Ж. Рождественская). Сцена в храме.

Какое состояние духа передает эта сцена?

Ученик. Сцена передаёт состояние человека, находящегося в храме. Звучит хор, в котором используются традиционные православные напевы и тексты подлинных молитв: “О, Пресвятая Дева, Мати Господа Всевышнего, Заступница и Покров всех к Тебе прибегающих!”

Музыка звучит сдержанно, сосредоточено, эмоционально-просветленно.

Кем для верующего человека является Богоматерь?

Ученик. Защитницей, Покровительницей, Помощницей.

Всю жизнь Резанова мучит таинственное предчувствие, которое вселил в него “взгляд Казанской Божией Матери” [3].

Меня по свету гонит страшный бред.

Душой я болен с отроческих лет

Когда на мне остановился взгляд

Казанской Божией Матери!

.

Увидел в ней не Вседержительницу Деву,

А женщину с вишневыми глазами,

Хотелось защитить ее, спасти …

Мне не помог ни врач, ни богослов,

Я посягнул на Божию любовь!


Резанов понимает, что защищать тех, кто сильнее тебя, не совсем привычно, это странность…

Кто у Богоматери защитник?

Ученик: Господь Бог.

Вспомните, Иисус Христос учил людей, что Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нём.

Как появляется голос Богоматери?

Ученик: Голос как бы спускается с небесных высей, обретает материнскую, женскую тональность, звучит величаво, спокойно, торжественно.


«Вечен Божий свет, сладок Божий свет

За тобой слежу я с небес

Будь благословен, будь благословен

Не страшись любви своей

Дева светлая, Божия жена,

За тебя молюсь я там».


Молитва становится все неистовей и переходит в отчаянный крик: «Господи, воззвах к тебе, услышь мя, Господи!». Пение смешанного хора сменяется звучанием прозрачных детских голосов.

Давайте исполним «Романс морских офицеров» и постараемся стать соучастниками этой сцены.

Слушаем музыку – сцена “Молитва”.

Поговорим о том, из каких звукоизобразительных интонаций сотканы образы героев?

Ученик: Современные электронно-музыкальные инструменты, синтезаторы, как бы растворяют границы пространства и времени. Только что мы были в храме и слушали молитву об удаче.

Общая молитва (всем миром) – это хор, а солист – как бы внутренний голос одного молящегося человека, в данном случае Резанова. Душевный настрой отдельного человека не всегда совпадает с молитвенным настроением пришедших в церковь.

Молящийся может отвлечься от общей молитвы, ведь в храм он пришёл со своими мыслями, переживаниями, но в какой-то момент личная молитва совпадает с молитвой общей: ”Господи, воззвав к Тебе, услыши мя, Господи!” Это и тайна, и вершина одновременно – единение всех. Именно это происходит в сцене “Молитва”. Где звучит подлинный текст молитвы: «О, Пресвятая Дева, Мати Господа Вышнего, Заступница и покрова всех к тебе прибегающих!...». И на фоне его звучит исповедь графа.

Все свои дальнейшие неприятности, приключившиеся с ним, он связывал с этим обстоятельством. На обратном пути в Россию, корабли попадают в шторм, один из них тонет, на другом - вспыхивает цинга, а добравшись до Красноярска - граф погибает.

Вопросы после прослушивания музыки:

Эта музыка вам понравилась? Что особенно поразило в ней?

Ученик: Сквозное развитие образов: всё действие идёт как бы на одном дыхании, хочется слушать ещё и ещё…

Ученик: Речитативы очень стремительны, взволнованы, одухотворенны.

Ученик: Необыкновенные тембры голосов: низкий, густой и роскошный бас и совершенно неземной, ангельский голос (дискант!)

Ученик: Поражает сочетание исторической достоверности, отсветов приключенческого романа, море лирики и возвышенные пронзительные раздумья, например:

Бьёт 12 годов, как часов,

Над моей терпеливою нацией.

Есть апостольское число,

Для России оно двенадцать…”

Или вот:

“…История, ты стон

Пророков, распинаемых крестами!”

Это произведение о судьбе графа Николая Петровича Резанова и Кончиты, верной его возлюбленной (Мария дэ ля Кончепчион) Хосе дэ Аргуэльо.

Есть какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь – словно Сольвейг (вспоминаем сюиту Грига) – прождавшим своих возлюбленных.

Кончита с 16 лет на протяжении последующих 35 лет ждала возвращения графа, а после – дала обед молчания…

У любви не названа цена,

Лишь только жизнь одна…

А вы смогли бы так?

У Р. Щедрина есть замечательные слова, сказанные по поводу этого спектакля: «Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства.…» [4]. Пожалуй, такую исключительную любовь можно сравнить с трагедиями Шекспира.

Да, жизнь Николая Резанова – это поступок. Алексей Рыбников не мог изменить русской духовной традиции – вере во всепобеждающую силу главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Это высшие ступеньки духовной лестницы, по которым всю свою жизнь старались подниматься христиане [5].

Ученик: Впечатляют хоровые эпизоды: в них чувствуется подлинная древнерусская музыка обрядовых песнопений, но благодаря использованию синтезаторов и современных способов звукозаписи они приобретают совершенно необыкновенное звучание…

Удивительна история графа и с благодарностью думаешь о тех, кто воскресил её из векового забвения.

К какому выводу приводят создатели оперы?

Ученик: Тема любви – светлая, лирическая, воспринимается как высшая ценность, противостоящая драматизму окружающего мира.

Это главная мысль всего произведения и её замечательный, жизнеутверждающий финал (как у Баха, Моцарта, Бетховена…)

Каков, на ваш взгляд, должен быть финал спектакля «Юнона» и «Авось»? С чем обратится композитор к своим слушателям? Ваши предположения…

Ученик: Гимн любви, трагический апофеоз.

За каждым из героев закреплена определенная эмоционально-образная сфера (тема, лейтмотив).

Традиционная для классической оперы любовная линия.

Вспомните, пожалуйста, чем и как заканчивают свои «истории любви» П.И. Чайковский в симфонической увертюре «Ромео и Джульета», С.С. Прокофьев в одноименном балете, Л.Бетховен в «Лунной сонате»?

Ученик: У П.И.Чайковского тема любви в коде звучит верой в бессмертие любви, торжественно и светло. Такая же идея у Прокофьева, но в его музыке финальной сцены больше трагизма. У Л. Бетховена – мощный прорыв от обреченности и философского раздумья к свету и жизни.

В приемах драматургического развития используются:

а) повторы (молитва, романс) – они усиливают эффект взаимодействия образов;

б) контраст (лирический романс Морских офицеров) – активное ритмичное звучание песни моряков;

в) вариационность;

г) настроение пролога (используемого вместо увертюры) несет трагический характер, определяющий общий эмоциональный строй событий, которые будут происходить далее;

д) жизнеутверждающий финал – подчеркивающий основную мысль произведения (как в сонете Шекспира «любовь не знает убыли и тлена»).

К какому разряду музыки: “серьёзной” или “лёгкой” вы можете причислить прозвучавшее сегодня музыкальное произведение?

Ученик: Рок-оперу А. Рыбникова “Юнона” и “Авось” можно вполне причислить к “серьёзной” музыке, достойной занять место в одном ряду с произведениями “высокого искусства” по силе чувств, по красоте их выражения…

Мне хочется надеяться, что наш сегодняшний урок не просто помог вам разобраться в водовороте окружающей вас музыки, но и расширил круг ваших музыкальных впечатлений, закрепил ваши представления о высоком музыкальном вкусе (вы и в дальнейшем, отныне, сможете отличить настоящее большое искусстве от лёгкой, пусть даже и красивой, развлекательной и даже просто от плохой музыки), а встреча со столь интересным во всех отношениях музыкальным произведением обогатила ваш духовный мир, сделала вашу жизнь содержательнее.

В заключение хотелось бы сказать, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости, любви, гармонии и добру.


Жители двадцатого столетья!

Ваш идёт к концу двадцатый век.

Неужели вечно не ответит

На вопрос согласья человек?

Две души, несущихся в пространстве,

Полтораста одиноких лет.

Мы вас умоляем о согласье,

Без согласья смысла в жизни нет.

Аллилуйя возлюбленной паре!

Мы забыли, бранясь и пируя,

Для чего мы на землю попали –

Аллилуйя любви, аллилуйя!..

Аллилуйя всем будущим детям

Наша жизнь пролетела аллюром.

Мы проклятым вопросам ответим:

Аллилуйя любви, аллилуйя! …

Андрей Вознесенский [3].



Домашнее задание:

Вспомнить, в каких музыкальных произведениях звучит образ молитвы: Б. Окуджава “Молитва”, А. Малинин “Дай Бог”.

Подумайте и постарайтесь выразить своё искреннее мнение в виде эссе, в котором отразить вопросы, рассмотренные на сегодняшнем уроке.

Предложения по развитию учебной деятельности в плане данного урока заключаются в следующем:

организация посещения постановки рок-оперы «Юнона» и «Авось» в театре;

постановка фрагментов рок-оперы «Юнона» и «Авось» в школьном театре.


Список литературы.

1. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 7 кл.: пособие для учителя /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012.

2. Инвариантный академический модуль «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики». – М., ГОУ Педагогическая академия, 2011.

3. Вознесенский А., Рыбников А. Юнона и Авось. Современная опера в 2-х частях. «Театр Ленком», 1982.

4. Русская музыка в школе. Методические очерки /Авт.-сост. Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: МИРОС, 1998.

5. 1-ое послание апостола Павла к Коринфянам. 13 глава, 4-9 стихи.







Приложение 1.

Афиша.



Приложение 2.



Ступени прохождения урока.




Приложение 3.


Схема преодоления человеком одиночества.
















Другие материалы из категории Литература



  • Рейтинг@Mail.ru