» » «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Здесь Вы можете скачать «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» для предмета : Педагогика. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55 Невского района














«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»




Творческий отчет воспитателя

ГБДОУ детского сада №55

Невского района











Составитель:

Суджиян Эвелина Эдуардовна



Санкт – Петербург

2014 год.

ПЛАН:
1. Введение
а) игра: ее роль в формировании личности ребенка;
б) виды игр.
2. Театрализованная игра как вид творческой игры.
3. Разновидности театрализованных игр.
а) дети актеры-кукловоды;
б) о пользе изготовления кукол своими руками;
4. Приемы стимуляции всестороннего развития детей в игре-драматизации.

5. Театрализованные игры - путь к детскому творчеству, средство развития речи детей.

6. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»

А.С.Макаренко.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.


2. Театрализованная игра как вид творческой игры.


Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Особенно это важно в работе с «особыми» детьми, детьми с разной степенью умственной отсталости, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Опыт работы и длительные наблюдения педагогов позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду.

Некоторые психологи и педагоги, работающие с «особыми» детьми, говорят о благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и его общее развитие.

«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

3. Разновидности театрализованных игр.


Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

В последние годы в дошкольных учреждениях появлялись куклы, устроенные по принципу марионетки. Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. Организация театрализованного представления поможет в некоторой мере решить эту проблему.

Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания.
Хочу отметить, что такое всестороннее влияние на развитие основных психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание и т.д.), совершенствование навыков общения, происходящее в процессе изготовления персонажей-кукол, управления ими в процессе театрализованной игры, является коррекционно-развивающим в работе с «особыми» детьми. Ведь, умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к определенной реакции. Подтолкнуть его к добровольному участию в игре, выполнению задач, поставленных ею, а, следовательно, и к развитию в ней.

4. Приемы стимуляции всестороннего развития детей в игре-драматизации.


Если же говорить о детях, нормально развивающихся, способных в большей мере и с большей продуктивностью усвоить воздействие и пользу театрализованной игры, то стимуляция их всестороннего развития происходит с большим эффектом.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти.

По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.
«Особые» дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой драматизации, кто-то в ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в качестве зрителя. Существуют адаптированные сказки для «особых» детей, не перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, эклектический стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.). Все это делает сказку доступной к облегченному усвоению и воспроизведению «особым» ребенком.
Даже, если «особый» ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка также повышает речевую активность таких детей. Как показал опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: - «Ам» – съела Колобка Лиса, «Бум» – яичко упало и разбилось и пр.
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. (Между тем, мне кажется, что здесь очень важным является подбор инсценируемого произведения, который должен учитывать особенности детей - участников и зрителей, чтобы не вызвать у них негативной реакции). Также нужно заметить, что некоторым «особым» детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощью мимики. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети увлекшись происходящим на сцене начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови.
Коррекционная роль такого рода игр заключается и в том, что они развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Также участие «особых» детей в инсценировках обогащает их словарный запас.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.






5. Театрализованные игры - путь к детскому творчеству, средство развития речи детей.


Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художествен­ной деятельности.

По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педа­гоги должны стремиться развить в ребёнке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрега­ют эмоциональным воспитанием и отдают пред­почтение развитию интеллектуальных возможно­стей. Ещё на девятой московской конференции по музыкальному воспитанию советский учёный-ма­тематик, профессор Г. Суворов отмечал разрыв, ко­торый наблюдается в наши дни между интеллекту­альным и эмоциональным воспитанием подраста­ющего поколения. «Опасность не в том, что маши­ны начнут думать, как человек, а в том, что человек начнёт думать, как машина!» - подчеркнул он в своём выступлении. «Гармония ума и сердца - вот конечная цель воспитания современного челове­ка» (Д. Б. Кабалевский).

Несомненно, ребёнок, привыкающий выра­жать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по-но­вому рассматривать своё «Я», своё собственное поведение и поведение других, свои взаимоот­ношения с людьми, а также природу и окружаю­щий его мир. Воспитать цельную личность - нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей поло­жительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет актив­но переживать содержание занятия и так же ак­тивно участвовать в художественном самовыра­жении.

Дошкольник на занятиях не должен просто си­деть и послушно выполнять задания педагога. Ра­дость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самосто­ятельности. Только это может развить творчес­кое начало в каждом ребёнке.

При всём разнообразии видов художествен­ной деятельности, занятий (по форме и по содер­жанию) особое место в воспитательно-образова­тельной работе дошкольных учреждений зани­мают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимо­действие друг с другом, на художественно-дея­тельное общение со взрослыми. Через театрали­зованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются твор­ческие способности. С помощью таких вырази­тельных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произве­дения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованные игры способствуют разви­тию фантазии, воображения, памяти, учат переда­вать различные эмоциональные состояния. В конечном счёте театрализованные игры способ­ствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребёнка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.

Через игру дошкольник учится не только рас­познавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообраз­ные эмоции.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется зву­ковая культура речи, навыки связной речи, рас­ширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализо­ванных игр. Они учат доброте, чуткости, честно­сти, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольни­ку справиться со многими проблемами в соот­ветствии с его эмоционально-личностными осо­бенностями. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчиво­му - преодолеть неуверенность в себе. Содержа­ние игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу - всё это позволяет решить многие про­блемные ситуации. Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных рас­стройств. При этом необходимо одно условие - наличие активного интереса детей к театрализо­ванным играм, разнообразным по форме, и со­держанию.

Предлагаю вниманию коллег несколько новых этюдов-инсценировок и надеюсь, что они по­полнят арсенал используемых практиками теат­рализованных игр. В примечании даются крат­кие методические рекомендации, указываются ведущие задачи.

Использование театрализованных игр не должно сводиться к подготовке выступления. Ос­новная их цель, безусловно, не в этом, хотя неко­торые из них вполне можно включать в празд­ники и развлечения.

Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помо­гает лучше узнать детей, их характеры, ин­тересы, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринуждён­но включаться в действие, перенимая опыт взрослого.

От игры к игре активность детей будет воз­растать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность при вы боре способов действий и средств художествен ной выразительности для передачи образа.

6. Приложения.


Научить детей импровизировать – дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью (театрализованной), был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя - вот главная задача театрализованной игры. Немаловажно и расширить представления детей об окружающем мире, сформировать познавательный интерес, любознательность.

Педагог, увлеченный сам, увлечет и заинтересует детей. Тщательно подобранный репертуар, неожидан­ность, сюрпризность делают за­нятия интересными, непохожи­ми друг на друга, помогают де­тям переживать различные си­туации и самостоятельно выхо­дить из них, учат общаться, со­переживать, сочувствовать, раз­вивают и активизируют ребят.

На занятиях используются упражнения для развития вни­мания («Поймай хлопок», «По­втори - не ошибись», «Четыре стихии» и т.п.), на развитие па­мяти («Повтори ритм», «Запом­ни движение», «Тень», «В магази­не зеркал»), этюды на расслаб­ление мышц («Штанга», «Со­сулька», «Взрыв», «Тающая льди­на», «Насос и мяч», «Фея сна»), а также различные этюды на вы­разительность жеста.

Дети на занятиях театрализо­ванной деятельностью трени­руют мимику, оттачивают ха­рактерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. Большое место отво­дится упражнениям на обще­ние и ведение диалога, что на­правлено на развитие коммуни­кативных способностей. В этом очень помогают куклы: бибабо, марионетки, пальчиковый те­атр, театр на рукавичке, на­стольный - плоскостной и ко­нусный, тростевой. Из этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя, на­пример, сердитой козы, госте­приимной белочки, добрых со­седей-зверюшек и т.п., что дает возможность впоследствии ра­зыграть любую сказку или ин­сценировку. Такая предвари­тельная работа позволяет детям накопить впечатления о героях литературного произведения. Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь де­тей чистой и образной. Тема, проведенная через все занятие, помогает детям наиболее полно представить себе тот или иной сказочный образ. Стихотвор­ный язык сказок приближен к народной, бытовой речи, по­этому очень доступен детям, легко усваивается и запомина­ется. В процессе разучивания материала необходимо соблю­дать следующие принципы:

  • следование природе ребен­ка, его темпераменту, характеру;

  • заинтересованность, новиз­на, сюрпризность;

  • обучение через игру;

  • импровизация;

  • радость успеха;

  • воспитание гармоничной личности, умеющей видеть пре­красное в жизни и людях.

Участие взрослых в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготов­ление красивых костюмов, деко­раций, атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а зна­чит интересной. Предлагаю один из вариан­тов предварительной работы над сказкой.

Занятие 1

Цель. Поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой, деятельности, создавать необ­ходимые условия для ее прове­дения. Учить детей ориентиро­ваться в помещении студии (за­ла). Закреплять представления об окружающем мире. Развивать речь с помощью чистоговорок, чувство ритма.

Ход занятия

Дети входят в театральную студию, здороваются.

Педагог. Всех за сказкою

сегодня

Приглашаю в лес пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Отправляемся, друзья,

Отставать никак нельзя.

(Дети за педагогом идут змейкой между бутафорскими деревьями, меняя направления.)

По извилистой дорожке

В сказочный мы лес пошли,

Постарайтесь так идти,

Чтоб с тропинки не сойти... (Л. Гераскина)

Педагог (дает задание).

Как лисички, мы пойдем,

В лес мы точно попадем.

И как белочка, скачи,

Не сбивайся ты с пути.

Побежим мы, как ежата, Ну, не отставай, ребята! (Незаметно издает звуки музыкальным молоточком.)

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит. (О. Узорова)

Дети, а что это значит «дере­вья лечит»?

Дети. Он жучков, личинки клюет.

Педагог. Правильно, насеко­мые прячутся на зиму под кору дерева и точат его, а дятел унич­тожает вредных букашек, по­этому его называют санитаром. Давайте повторим стук дятла...

Проводится игра «Повтори ритм». Педагог задает ритм музыкальным молоточком или на русском народном инстру­менте «Коробочка», а дети по­вторяют его, простукивая в ладоши и проговаривая: тук-тук-тук.

Педагог. Молодцы! Точно стук дятла повторили. А теперь давайте о нем чистоговорку ра­зучим:

Тук-тук-тук, дятел долбит тол­стый сук.

Ят-ят-ят, всюду щепки летят.

Чистоговорка повторяется несколько раз, отрабатывает­ся артикуляция и произноше­ние согласных звуков К, Т.

Педагог (заглядывает в «дуп­ло» и лукаво говорит). Смотри­те, а на дереве дупло... Интерес­но, кто в нем живет? Отгадайте загадку и узнаете.

Я маленький зверек

С большим хвостом пушистым.

По веткам скок да скок,

Красиво, очень быстро.

За мною наблюдая,

Скажи: кто я такая? (В. Гудимов)

Дети. Это белочка.

Педагог.

Нынче у белочки веселье,

В новом доме новоселье.

Ах, какой чудесный дом,

Хорошо живется в нем.

Хотите послушать сказку «Бел­кин домик»? Тогда садитесь по­удобнее на полянке и слушайте...

Педагог выразительно испол­няет музыкальную сказку «Бел­кин домик», музыка А Попова, стихотворное либретто И. Ла­гуновой // Сб.: Попов А Музы­кальные игры-сказки. Вып. 1. -Краснодар, 1992 (приложение).

Педагог и дети определяют главную мысль сказки, анализи­руют каждое событие, где и ког­да происходит действие, опреде­ляют характер каждого героя.

Педагог. Дети, кто же пришел к белочке на новоселье?

Дети. Ежик, дятел, петух, цып­лята, коза.

Педагог. А почему так рассер­дилась коза?

Дети. Она в дом не могла по­пасть и хотела дверь сломать. Она кнопку, звонок не нашла.

Педагог. Да, и начала ругать­ся, грозить, стучать. Звери стали ее стыдить, а добрая белочка всех примирила, и зверюшки начали праздновать новоселье. Ну и веселье началось...

(Педагог исполняет еще раз заключительную песню и пред­лагает детям на проигрыш по­хлопать в ладоши.)

На полянку мы пришли,

Сказку новую нашли.

А теперь пора опять

Возвращаться в детский сад.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Повернулись, и вперед,

Группа всех уже нас ждет. (Л. Гераскина)

Дети прощаются и выходят из студии.

Занятие 2

Цель. Развивать у детей вни­мание, память, умение следить за развитием действия в сказке. Учить концентрировать внима­ние на игрушке, сопровождать движение куклы песенкой, при­думанной самостоятельно на отдельные слоги. Развивать чет­кость речи с помощью скорого­ворки. Развивать выразитель­ность движений, самостоятель­но придумывая двигательные образы.

Ход занятия

Дети входят в студию. Здесь их ждут декорации с предыду­щего занятия.

Педагог. Смотрите, мы опять оказались в лесу, прислушаемся: какие звуки вы слышите?

Проводятся игры на внимание:

  • «Что слышно?» (Дети называют все услышанные звуки).

  • «Повтори за мной» (повторяют различные движения за взрослым).

«Запрещенное движение» (из многообразия предложенных движений дети не должны повторять, например, хлопок).

Педагог. Ну что ж, вы очень внимательны. А теперь я хочу проверить вашу память... С какой сказкой мы повстречались на этой поляне? (Ответы детей) Смотрите, елочка стоит, а под елкой кто-то сидит. Давайте скажем про елку скороговорку: «У елки иголки колки» (Скороговорка проговаривается без звука с хорошей артикуляцией; с ударением сначала на первом, затем на втором, и, нал конец, на третьем слове; с ускорением темпа) Отлично, а под елкой-то у меня сидят разные зверюшки... (Предлагает выбрать из них героев сказки «Белкин домик». Дети выбирают героев сказки из множества мягких игрушек.)

Молодцы! Хотите еще раз послушать сказку? Садитесь на стульчики, а дети, которые выбрали героев, помогут мне рассказать сказку.

(Педагог рассказывает сказку, а дети имитируют движения героев.) Дети, подпевайте мне заключительную песенку, зверюшки попляшут, только давайте поменяемся, и со зверюшками будут плясать другие ребята. (Дети поют и выполняют движения с игрушками)

Все вы знаете, ребята,

Что в лесу живут зверята.

Дружно, весело живут,

Свои песенки поют. (Е. Макшанцевой)

Давайте придумаем песенки зверят - веселые, радостные..! (Дети по желанию берут любую игрушку и на слоге «ля» придумывают мелодию)

Замечательно поиграли! Пора нам в группу возвращаться!

Но как же мы сегодня пойдем? А вы знаете, что однажды приду­мала одна мама, когда дочка ус­тала идти? Вот послушайте...

Простясь до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом,

Но вот заныла на пути:

«Устала я шагать-идти!»

«Зачем шагать? - сказала мать, -

Попробуй зайцем проскакать.

Теперь попробуй, покажи-ка,

Как семенит к норе ежиха...

Теперь, как бегает щенок.

Ух, как! Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, вкрадчиво, сторожко...

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома!

А как бельчонок? Но постой!

Вот мы уж и пришли домой!» (С. Погореловский)

Дети учатся ощущать раз­ницу между словами «идет», «шагает», «скачет», «семенит», «бегает», «крадется», «ступа­ет».

Дети прощаются и выходят из зала.


Занятие 3

Цель. Поощрять желание уча­ствовать в импровизациях, раз­вивать инициативу, самостоя­тельность. Побуждать детей вживаться в образ белочки, по­стоянно совершенствуя его, на­ходя наиболее выразительные средства воплощения.

Ход занятия

Дети спокойно входят в сту­дию, педагог предлагает им встать врассыпную и прово­дит этюды на внимание:

  • «Слушай хлопки» (задание: на один хлопок - встать на од­ну ногу в позе аиста, на два хлопка - в позу лягушки).

  • «Четыре стихии» (на слова «земля» дети опускают руки вниз, «вода» - руки вытягива­ют вперед, «воздух» - руки под­нимают вверх, «огонь» - дела­ют взмахи кистями рук, при повторах темп ускоряется).

Педагог. А теперь я хочу предложить вам изобразить лес. Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Чтобы подражать дви­жениям животных, а тем более растений, ребенок должен сна­чала увидеть их и рассмотреть в реальной жизни, мультфиль­мах, на картинках. Педагоги дают ему четкое представле­ние о предметах и явлениях, в данном случае - о деревьях. Де­ти должны назвать породы де­ревьев. Проводится игра по ти­пу «Замри»)

Да, я вижу могучий дуб, трепе­щущую осинку, нежную берез­ку, колючую елочку. Давайте изобразим елочку и расскажем о ней.

Вот стоит большая елка (дети делают ладонями фигуру «до­мик»),

А на ней растут иголки (рит­мично растопыривают паль­чики).

Есть на елке также шишки (придумывают изображения шишек пальцами),

А внизу берлога Мишки (по­казывают пальцами Мишку). (Пальчиковая гимнастика Е. Нефедовой)

А теперь скажем скороговор­ку: «У елки иголки колки» (чи­тают, делая ударение то на од­но, то на другое слово, с разным настроением: грустно, предо­стерегающе, испуганно, гордо).

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем

И, конечно, ну конечно,

Домик белочки найдем.

Исполняется музыка № 1 «Вступление».

Педагог. А вот и она.

Исполняется музыка № 2 «Пе­сенка Белочки». Педагог спра­шивает детей о характере ме­лодии, предлагает исполнить песню сначала без слов.

Педагог.

А бельчата тут как тут,

Ищут, где грибы растут.

Смотрят под кусточки,

Видят там грибочки.

(Из сказки.)

Дети, а какие грибы вы знаете?

Дети. Опята, белые, подоси­новики, подберезовики, грузди, мухоморы и т.д.

Педагог. Вот и бельчата на­шли волнушки, ры­жики, опята. А поганок они не брали. Да вот и попрыгуньи-хлопотуньи, прыгают и скачут, никогда не плачут. А ну, белочки, скачите, все грибочки соберите. (Дети выполняют этюд на вы­разительность движения под музыку № 3 «Тема бельчат».)

Дети, а что еще белки заготав­ливают на зиму?

Дети. Орехи, шишки, грибы.

Педагог. Правильно. Но од­нажды белки увидели, как миш­ки тоже собирают шишки, и расхохотались:

На еловой веточке

Расшалились белочки.

И смеются: «Мишки

Собирают шишки!»

Вместо ягод - Ха! Ха! Ха!

Собирают шишки!

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Вот смешные мишки. (Е. Макшанцева)

Детям предлагают разучить и инсценировать стихотворе­ние, которое развивает чувст­во юмора и эмоциональную вы­разительность.

Затем педагог предлагает девочкам быть белочками, а мальчикам мишками, и прово­дит мимическое упражнение.

Педагог.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка:

- На носу вскочила шишка! (М. Картушина)

Рассердился Мишка и ушел, тем более что в сказке «Белкин домик» его нет. А давайте мы про белку выучим скороговорку:

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Дети в медленном темпе, четко произнося слова, разучи­вают скороговорку.

Педагог. Меня назвали

Белочкой,

Я вовсе не бела.

Назвали бы Рыжелочкой,

Я б счастлива была!

А вот белки разрезвились, иг­рают...

Быстро за белкой

Носится белка,

Будут играть

Подружки в горелки.

С елки на елку,

Вперед и назад

Белкины лапки

По веткам спешат.

Мигом спускается

Вниз по стволу,

Спрячет орех -

И опять наверху.

Крутится, вертится,

Прыгает, скачет,

Словно пушистый

Рыженький мячик! (Перевод с англ. И. Лопухиной)

Детям предлагается этюд-инсценировка стихотворения на творческое воображение. Сначала дети слушают, а на повтор движением инсцениру­ют стихотворение.

Педагог. Пока белочки рез­вились, на полянку выбежал ка­кой-то зверек, вот вам о нем за­гадка:

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек -

Конечно, это... ежик! (Н. Белая)

Педагог (надевает на руки кукол бибабо: лису и ежика).

А за ним лиса бежит, и ежу го­ворит:

  • Ты скажи мне, милый еж,

Чем ежиный мех хорош?

  • Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмешь. (В. Фетисов)

Педагог предлагает детям разучить текст стихотворе­ния и разыграть его по ролям с игрушками бибабо.

Педагог. А в сказке «Белкин домик» есть лиса? Нет! Ну, тогда ты, лиса, беги в лес. А о ежике мы на следующем занятии по­говорим...

Занятие 4

Цель. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей. Воспитывать добро­желательность и контактность в отношениях со сверстниками. Развивать способность искрен­не верить в любую воображае­мую ситуацию (превращать и превращаться). Побуждать детей вживаться в образ Ежика, находя наиболее выразительные сред­ства для воплощения.

Ход занятия

Дети входят в студию, здоро­ваются. Перед ними кукольная ширма, на которой появляют­ся Ежик и Белка - куклы бибабо, управляемые воспитателем.

Педагог. Смотрите, вышел добрый дядя Еж...

Еж. Здравствуй, Белка!

Как живешь?

Белка.

Хорошо, спасибо, Ежик!

Не житье - одно веселье.

Мы теперь ведь в новом доме,

Приходи на новоселье,

Приводи своих ежат.

Еж. Буду очень, очень рад,

Обязательно придем.

Белка. Приходите, мы вас ждем.

Педагог. Ежик в дальний путь пустился

И в лесу дремучем скрылся.

(Из сказки)

Давайте и мы сегодня превра­тимся в ежиков. А какой он, ежик? Что он умеет делать, чем питается, как двигается?

Дети. Он колючий, быстро бегает, сворачивается в клубок. Собирает в лесу грибы, яблоки, листья. Питается червячками, личинками.

Педагог. По сухой лесной

дорожке -

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк,

Превратится еж в клубок.

Ощетинит еж иголки -

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не трожь его. (И.Лопухина)

Педагог предлагает детям изобразить Ежа: сложить вместе согнутые руки, слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив коле­ни руками, голову - вниз. Повторно дети двигаются под музыку № 4 «Тема Ежа».

Педагог. Как замечательно вы изображаете зверька! Кто-то из вас даже фырчал, ну просто настоящий ежик! Послушайте еще одно стихотворение:

Топ-топ-топ, бегут по дорожке,

Топ-топ-топ, короткие ножки,

Топ-топ-топ, бусинки-глазки,

Этот зверек - из доброй сказки

Фыр-фыр-фыр, он волка сильне

Фыр-фыр-фыр, лисицы хитре

Фыр-фыр-фыр, он выход найдет

К тем, кто слабее, на помощь придет

Хлоп-хлоп-хлоп, его назовите

Хлоп-хлоп-хлоп, ребята, поймите

Хлоп-хлоп-хлоп, чтоб все одолеет

Главное - доброе сердце имеет (Т. Прописное)

Вы, конечно, догадались, что это стихотворение про...

Дети. Ежа.

Дети ритмично повторяю только звукоподражание, остальной текст произносит педагог.

Педагог. А теперь выучим чистоговорку про ежа:

Жа-жа-жа - мы нашли в лесу еж

Жу-жу-жу - подошли мы все к ежу

Ужа-ужа-ужа - впереди большая лужа.

Жок-жок-жок - надень, ежик, сапожок. (М. Картушина)

Дети повторяют чистоговорку вместе с педагогом не­сколько раз, оттачивая чистоту произношения.

Педагог. Да, в лесу стало сы­ро, много луж, листья опали. Ежик листья собирает, на игол­ки натыкает, свою норку высти­лает и ворчит.

Еж пыхтит и морщится:

«Что я вам, уборщица?

Лес никак не подмету...

Соблюдайте чистоту!» (Г. Сапгир)

Педагог предлагает детям разучить стихотворение и прочитать его с различными интонациями: ворчливо, серди­то, строго, возмущенно. Выслу­шивает детей индивидуально.

Педагог.

А однажды...

Встретил в чаще еж ежа:

  • Как погода, еж?

  • Свежа!

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа. (И. Демьянов)

Педагог с детьми разучивает диалогическую скороговорку, четко проговаривая все звуки: шепотом, потом громче, звон­ко, но пока медленно.

Педагог.

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке,

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно снова их собрать.

Проводится игра-аттракци­он «Кто быстрее соберет гри­бы в лукошко». Двое-трое де­тей собирают бутафорские грибы в корзинки, кто быстрее. Остальные дети по окончании игры считают их. Игра повто­ряется два-три раза.

Педагог. Отлично потруди­лись, присядьте теперь на стуль­чики и отдохните. (Одну - две минуты педагог молчит, дети - в недоумении - тоже.)

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга так глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Проводится подвижная игра «Займи место»: педагог пооче­редно убирает по одному стулу, проигравшие дети выбывают. Дети расшалились, зашумели.

Педагог.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать.

Ведь вас и так услышат.

Ведь вас и так услышат.

Попробуйте про ежика тихо рассказать... (А. Барто)

Дети разучивают стихотво­рение «Ежик» В. Степанова.

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной -

Ежик добрый, а не злой.

Педагог предлагает робким детям повторить стихотво­рение, так как к концу занятия, благодаря его поощрениям, они активизировались. В конце до­вольно подвижного занятия проводится релаксация. Дети ложатся на ковер, педагог гово­рит успокаивающим голосом:

Ежик съежился, свернулся {дети лежа сворачиваются в клубочек: колени подтягивают к носику),

Развернулся, потянулся, от­дыхает... {расслабление всех мышц).

Под любую тихую, успокаи­вающую музыку дети отдыха­ют одну - две минуты.

Педагог. А теперь пора вста­вать. Дети, вы помните, в начале занятия Белка приглашала Ежа с ежатами на новоселье. Как вы думаете, что бы мог Ежик при­нести Белке в подарок? Предла­гаю вам в группе нарисовать или слепить эти подарки.

Педагог может разделить этот материал на два заня­тия.

Занятие 5

Цель. Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять понятия «вправо», «влево». Воспитывать культуру поведения, умение оценивать свой посту­пок и поведение окружающих. Расширять словарный запас. Совершенствовать образность движений, мимику, жест.

Ход занятия

Дети входят в студию, здоро­ваются. Педагог предлагает им размяться, сделать зарядку.

Педагог.

Эй, ребята, что вы спите?

(Дети стоят врассыпную)

На зарядку становитесь!

(Подтягиваются, выпрямля­ют спину.)

Справа - друг и слева - друг,

(Поворачивают голову впра­во, влево.)

Вместе все в веселый круг!

(Становятся в круг.)

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

(Выполняют движения по тексту.)

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правой ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левой ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку.

Шаг - назад и два - вперед!

Вправо, влево поворот.

Покружимся, повернемся,

Снова за руки возьмемся!

Три шага вперед, дружок!

Станет тесным наш кружок!

Покружились. Потолкались.

Повернулись...

Разбежались! (И.Лопухина)

(Коммуникативное упражне­ние повторяется еще раз с бо­лее четким исполнением движе­ний, уточняются и закрепля­ются понятия «вправо-влево».)

Что-то вы очень невежливо за­кончили зарядку: толкались, шу­мели. Это напомнило мне невеж­ливую Козу из сказки «Белкин домик». Совсем она не умела себя вести. Сама по невнимательнос­ти или незнанию не нашла зво­нок в дом, а рассердилась на всех вокруг, стала угрожать:

Бе-бе-бе, какую кнопку?

Я, Коза, не знаю,

Я рогами, я рогами

Эту дверь сломаю...

Всех вас забодаю!

Появляется Коза - игрушка бибабо.

Педагог. Ну, скажите, разве это вежливо? (Ответы детей.) Чуть драку не затеяла. А Еж тоже ей стал угрожать:

У меня свои иголки,

Не показывай рога.

У меня иголки колки,

Проколю твои бока.

И Петушок встал на защиту:

Я - отважный Петушок,

Золотистый гребешок,

В драке всех я побеждаю.

Не уйдешь, так испугаю.

Ку-ка-ре-ку! (А. Попов. Белкин домик)

(Предлагает желающим по­вторить монологи с соответ­ствующей интонацией.)

Так могла возникнуть настоя­щая ссора... Но Белочка всех примирила:

Нет, друзья, не надо спорить

И упрямиться не надо.

Я думаю, что Коза просто не умела себя вести, была очень упряма и не знала вежливых слов. Дети, ответьте мне, как нужно себя вести в данной си­туации?

Дети.

Нужно было вежливо посту­чать, а не кричать.

Нужно найти звонок, кнопку.

Надо попросить: «Впустите, пожалуйста» и т. п.

Педагог. Я вижу, вы знаете много вежливых слов. Предла­гаю их собрать в корзиночку.

Проводится игра «Волшебные слова». Дети садятся в кружок и по очереди «кладут» вежли­вые слова в корзину, с которой их обходит педагог.

Педагог. А я хочу положить в корзинку такие стихи:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу-.

Кузнецу, врачу, ткачу -

«С добрым утром!» я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю. (О.Дриз)

(Педагог обсуждает с детьми смысл стихотворения.)

Воспитатель. А можно и мне стихотворение о вежливости прочесть?

Педагог. Конечно, будьте до­бры, мы будем очень рады.

Воспитатель.

Если вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите старухе.

Если вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И если вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы -

То есть сами.

И если вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И если вы

Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея. (С. Маршак)

Педагог. Большое спасибо. Какое поучительное стихотво­рение. Ну вот, все вежливые сло­ва и стихи положили в корзин­ку и подарим их нашей Козе.

Коза. От всей души благодарю.

Подарок ваш я принимаю,

К своим козлятам убегаю!

Педагог. Ну вот, убежала... Ду­маю, наш урок ей пойдет на пользу. Дети, а помните, как вы однажды поспорили, кто кого обидел первый, даже поссори­лись, но потом опять помирились... Давайте разобьемся на пары и проведем этот диалог.

Разыгрывается стихотворе­ние Н. Юсупова «Кто кого обидел первым?» - этюд для выражения состояния, чувств, настроения.

Кто кого обидел первый?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили...

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

Педагог. Дети, давайте по­пробуем некоторые вежливые выражения показать жестом, без слов. (Дети выполняют творческое задание на вообра­жение.)

До свидания. (Кивок головой, по­махивание рукой, поклон и т. д.)

Большое спасибо. (Поясной поклон, руки к груди в поклоне, реверанс, пожатие руки.)

А вы знаете, в Москве даже есть такой театр - «Мимики и жеста», где актеры в спектакле все свои чувства, переживания, действия выражают только жес­том, без слов. Давайте и мы по­пробуем сегодня мимикой, час­тями тела изобразить различ­ные действия, ну, например:

1. Руками и телом:

  • стой на месте;

  • идем со мной;

  • давай помиримся;

  • я тебя люблю;

  • я боюсь.

2. Частями тела:

  • как плечи говорят: «Я гор­жусь»;

  • спина старого, усталого че­ловека;

  • ухо - слышу, кто-то идет;

  • нос - очень вкусно пахнет;

  • голова - нет, да.

(Дети выполняют образные этюды, педагог обращает вни­мание на лучшие варианты.)

А сейчас я хочу вам показать движения одного героя из на­шей сказки, ну смотрите... (Эмо­ционально изображает Пету­ха. Дети узнают его.)

Наш Петя тоже распетушился, хотел с Козой подраться, только ему нужно помнить (читает стихотворение В. Берестова):

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

А теперь все превращайтесь в Петушка, только не в забияку, а вот в такого...

Ах, красавец петушок!

На макушке гребешок,

А под клювом-то бородка.

Очень гордая походка:

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет.

Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

(И. Лопухина)

(Дети имитируют движения петушка, педагог хвалит их.)

А теперь давайте поиграем в игру «Где мы были, мы не ска­жем, а что делали покажем». Вот я и догадаюсь по вашей мимике и движениям, что вы делаете.

(Игра проводится три-четы­ре раза.)

Молодцы! Ваши движения были точными, меткими, поэто­му я и догадалась, что вы делали. А в конце занятия я хочу вам на­помнить, что

Тот добрее, кто храбрее,

Тот сильнее, кто умнее.

Только трусы с глупышами

Спор решают кулаками. (В. Викторов)

Воспитатель. Можно весело смеяться,

Пошутить, побаловаться,

И поспорить иногда.

Ну а драться? Никогда! (Л. Блинова)

Педагог. И запомните посло­вицу: «Сам себя губит, кто дру­гих не любит».

Дети повторяют пословицу и выходят из зала.

Занятие 6

Цель. Активизация всех де­тей, развитие творческих спо­собностей. Создание образа сказочного персонажа в игро­вой форме с помощью стихов, чистоговорок, песен. Воспита­ние в детях обязательности, вежливости, культуры поведе­ния.

Ход занятия

Дети входят в студию.

Педагог.

«Здравствуй» - веж­ливое слово.

Что такое здравствуй?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит - будь здоров!

Вечером расстались,

Встретились с утра.

Значит, снова «здравствуй»

Говорить пора!

Правило запомни,

Знаешь - повтори.

Старшим это слово

Первым говори! (Р.Алдонина)

Вы помните пословицу, кото­рую выучили на прошлом занятии? («Сам себя губит, кто других не любит».) Я думаю, что в сказке «Белкин домик» все зверюшки полюбили добрую, гостеприимную Белочку и пришли ней на новоселье с подарка­ми.

Как хорошо, как хорошо,

Все помирились снова!

На новоселье к Белочке

Идти опять готовы!

Ей подарки принесли

И детишек привели.

У Белочки веселье –

В доме новоселье! (Л. Гераскина)

Давайте споем заключительную песенку (Музыкальный руководитель. - 2006. - №3- - С. I А вы подарки сделали для белочки? Коза тоже пришла на новоселье вот только козленочка не привела... А она его так любит, им гордится...

Вот козлик-шалунишка,

Серой козочки сынишка,

Быстренькие ножки,

Остренькие рожки. (М. Хазова)

Как он кричит? (Дети на вы­соком звуке произносят звуко­подражание, уточняют: ме-е-е, а не бе-е-е.) А как его мама зо­вет? (Дети произносят «ме-е» более низким голосом.)

Далее проводится гимнасти­ка для мышц шеи «Козлик» - ав­торская разработка М. Картушиной.

Дети проговаривают чистоговорку хором:

Ома-ома-ома,

Стоит козлик у дома.

(Поднимают и опускают го­лову.)

Оме-оме-оме,

Хорошо в высоком доме.

(Качают головой вправо-влево.)

Ме-ме-ме,

Подойди-ка ты ко мне.

(Поднимают и опускают го­лову, делая призывные движения руками.)

Мот-мот-мот,

Не ставь копытца на комод.

(Грозят.)

Педагог.

Наш козел не разбирает,

Прав он или же не прав -

Он рогами спор решает,

У него бодучий нрав. (М. Садовский)

Покажите, какие рожки у коз­лика. (Дети самостоятельно придумывают движения.)

Вот мостик горбатый,

Вот козлик рогатый.

На мостике встретил он

Серого брата.

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться.

И с козликом козлик

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались.

И в речке глубокой

Вдвоем оказались. (И. Лопухина)

Проводится пальчиковая гим­настика на воображение и раз­витие мелкой моторики рук

Педагог. А помните, в песен­ке «Про козлика», козленок ма­му потерял... Давайте расскажем эту историю.

Дети инсценируют песню «Про козлика» (муз. Г. Струве, ел. В. Семернина //Музыкальный руководитель. - 2005- -№1. - С. 39), выученную ранее на музыкальном занятии. Учатся создавать характерные образы.

Педагог. А теперь я предла­гаю вам самим придумать пе­сенку про козлика. Она может быть любого характера.

Дети сочиняют песню на сло­ва русской народной потешки:

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит.

Педагог поощряет любое ис­полнение, помогает детям со­ветами.

Педагог. А вот смешное сти­хотворение:

Витя, Витя, карапуз,

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

Это, бабушка, не я,

Это козочка моя!

Дети разучивают стихотво­рение, четко выговаривая сло­ва, с правильной артикуляцией.

Педагог.

Выходи, козленок мой,

Пободаемся с тобой.

Дети.

«Ме-ме-ме, - звучит ответ, -

А у вас и рожек нет».

Педагог.

Выходи, козленок мой,

Поиграем мы с тобой.

Дети.

«Ме-ме-ме, играть люблю,

Вот возьму и догоню». (О. Боромыкова)

Педагог. Поиграть хотите?

Дети. Да!

Педагог.

Вы козлятки –

Остры рожки. (Дети бодаются.)

Вы козлятки - Быстры ножки. (Дети скачут, изображая козлят.}

Пастушок, ты не зевай

И козляток догоняй. (Выбранный ребенок догоня­ет детей.}

Игра повторяется три-че­тыре раза со сменой пастушка.

Педагог. Раз, два, три, повер­нись, из козляток в ребяток пре­вратись. Приходите в студию опять, будем в козочку играть.

Занятие 7

Цель. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать раз­личные эмоции и умение их вы­ражать через мимику, жест, ин­тонацию. Обогащать лексику. Учить говорить четко, чисто, правильно. Учить передавать разные черты характера персо­нажа.

Ход занятия

Дети здороваются. Педагог предлагает им поиграть в игру «Иголка и нитка». Дети идут це­почкой точно по тому маршру­ту, который им указывает педа­гог, называя: «налево», «направо», «прямо», «назад» и т. д. Таким образом, ребята учатся ориенти­роваться в пространстве.

Далее проводятся упражне­ния на развитие эмоций:

1. За окошком солнышко (ра­достно),

Да на сердце горюшко (горе­стно).

2. Сбил, сколотил - вот коле­со! (Гордо.)

Сел да поехал, ах, хорошо! (Весело.)

Оглянулся назад -

Одни спицы лежат (удивленно).

3. Витя, Витя, карапуз

Съел у бабушки арбуз. (Выра­жая удовольствие.)

Бабушка ругается (строго),

Витя отпирается. (Жест от­рицания.)

Это, бабушка, не я,

Это козочка твоя.

Коза (кукла бибабо, поет).

Вы обо мне? А вот и я!

Я Коза-дереза! За три гроша куплена,

Оба бока луплены... (см. при­ложение).

Педагог. Дети, какой харак­тер у этой Козы?

Дети. Она сердитая, злая, она угрожает, невежливая.

Педагог. Ну просто как наша, из сказки «Белкин домик», только песенка у нашей Козы другая. Да­вайте ее исполним все вместе, а потом тот, кто сам захочет. Дети хором и по одному поют «Песню Козы»//Музыкальный руководи­тель. - 2006. - №3. - С. 21).

Да, Коза бывает разная, в за­висимости от настроения и об­стоятельств. Вот она мечтатель­ная...

Звезду заметила Коза,

Но опустила вниз глаза.

Известно, звезды не достать...

Зачем Козе о них мечтать?

Дети разучивают чистоговорку, произносят ее очень вы­разительно.)

А вот другой образ Козы - хлопотуньи, заботливой мамы.

Коза-хлопота,

День-деньской занята.

Ей травы нащипать,

Ей на речку бежать,

Ей козляток стеречь,

Малых деток беречь.

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтоб лисонька-лиса

Их с собой не унесла. (Русская народная песенка)

(Педагог предлагает детям изобразить хлопотливую, бди­тельную мать, оберегающую своих козлят.)

А вот Коза-воображала...

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

(И. Токмакова)

(Дети выполняют этюд.)

А теперь покажите, как Коза

смотрит в зеркало;

выслушивает комплимент (объяснить значение слова);

  • слушает замечания;

  • садится на пенек;

  • ломает дверь рогами;

  • радуется появлению козли­ка, ласкает его.

(Дети выполняют задание на творческое воображение, педагог обязательно всех хвалит, обращает внимание на наибо­лее удачные образы?)

Речь о козлике зашла,

Тут и злость Козы прошла.

Коза.

Ах, мой козлик, он здоров,

Бегает, резвится,

У него на ножках

Крепкие копытца.

Педагог предлагает детям по очереди произнести моно­лог, выражая восхищение, гор­дость.

Педагог. Ну, с такой Козой! можно и поиграть.

Проводится игра «Козочка, где ты?» Педагог незаметно для детей назначает Козу. Ребята три раза спрашивают: «Козоч­ка, где ты?» Коза отвечает по­сле третьего раза: «Я здесь» и догоняет ребят. Игра повторя­ется три-четыре раза.

Далее, на следующих заняти­ях, сказка разучивается по сце­нам или картинам. Но на заня­тии все равно проводятся уп­ражнения и этюды на внима­ние, развитие памяти, комму­никативность, расслабление мышц.

Таким образом, в течение не­скольких занятий в игровой форме, со стихами, чистоговорками, скороговорками, этюда­ми и т. п. были соблюдены все этапы разучивания сказки:

  • чтение сказки и определе­ние ее главной мысли, идеи, сю­жета;

  • анализ каждого события, выяснение, в чем его смысл, где и когда происходит действие, природные явления, пересказ детьми сказки;

  • анализ характера каждого персонажа (нахождение в од­ном герое и отрицательных, и положительных качеств);

  • создание образа, поиск точ­ных средств для его выражения;

  • разучивание сказки по сце­нам;

  • генеральная репетиция;

  • показ спектакля детям и ро­дителям.

Этюд «Маленькая история про медведя»

Сценарий и тексты С. Мерзляковой, музыка Т. Ломовой

Педагог.

По лесным чащобам рыщет

И у речки пищу ищет

Неуклюжий мишка,

Мишенька-топтыжка...

(Звучит музыка «Медведь» (приложение 1). Дети изображают неуклюжие, тяжё­лые шаги лесного зверя. Движения, мимика, жесты, походка соответствуют обра­зу и характеру музыки и носят импровизационный характер.)

Хоть и хвастает он силой,

Любит ягодой-малиной,

Как ребята-малыши,

Лакомиться от души!

Посмотри, в глуши лесной

Мишка пляшет под сосной!

Звучит музыка «Пляска медведя» (приложение 2).

Дети свободно пляшут. Движения передают ве­сёлое настроение пляшущего медведя.

Этюд «Как заяц стал храбрым»

Сценарий и тексты С. Мерзляковой, музыка Т. Ломовой

Педагог. Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нём: «Зайчишка-трусишка!» Обидно было ему это слы­шать, но ничего он с собой поделать не мог...

(Звучит музыка «Зайчик» (приложение 3), ко­торая повторяется дважды. Дети изображают зайчика, свободно выбирая мимику, жесты, дви­жения, которые передают переживания персо­нажа и соответствуют характеру музыки.)

Ну какой же трусишка

Этот бедный зайчишка!

У него каждый звук

Вызывает испуг...

Вот он в сторону - прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее льва...

Я несчастная, ква!»

Тут зайчишка её

Успокоил, сказав:

«Ты не бойся меня!

Отнесу я тебя,

Где камыш и вода!»

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится!

Звучит музыка «Зайчик пляшет» (приложение 4). Дети изображают пляшущего зайчика: их дви­жения, мимика соответствуют характеру музыки.


Примечание.

Разнообразие в характеристике одного и того же образа (неуклюжий и танцующий медведь, грустный и весёлый заяц) способствует разви­тию воображения и творческих проявлений де­тей. Целесообразно каждый раз предла­гать нескольким детям передавать один и тот же образ персонажа, а иногда - всем детям одновременно изображать зайца или медведя, самостоятельно выбирая те или иные способы действий.

В новогоднюю ночь

Инсценировка

Сценарий С. Мерзляковой, музыка Т. Ломовой

Педагог. Послушайте, что произошло однаж­ды в новогоднюю ночь.

Был праздничный вечер. Таня, Маша, Кирилл и Максим вместе с мамой с утра наряжали ёлку, по­том дружно накрывали на стол. Они ждали гос­тей. Ведь встреча Нового года - это нарядная ёл­ка, веселье, встреча гостей и обмен подарками. Когда гости пришли, все водили хоровод вокруг ёлки, пели, плясали, читали стихи. Затем было вкусное чаепитие. Когда гости разошлись, ребята ещё долго не ложились спать. Они рассматрива­ли новые игры и игрушки, которые им подарили. Радовались, играя с ними. Но вот мама напомни­ла, что уже поздно и пора спать. В доме стало ти­хо. Все улеглись в свои кровати и заснули, поло­жив рядом с собой новые игрушки.

Звучит музыка «Колыбельная» (приложение 1). На вторую часть музыки появляются игрушки.

Педагог. К ёлке пришли игрушки, с которыми дети давно дружили, но сегодня о них забыли из-за праздника. Это были куклы, заяц, мишка, бел­ка, лиса и волк. Старые игрушки молча рассмат­ривали ёлку, и вдруг заяц заплакал. Ему, как и ос­тальным игрушкам, было обидно, что всех их не пригласили на праздник.

Звучит музыка «Жалоба зайчика» (приложе­ние 2).

Педагог. Игрушки стали успокаивать зайчика и решили устроить свой празднику ёлки. Первы­ми выступали куклы. Они весело маршировали вокруг ёлки то в одну, то в другую сторону.

Звучит музыка «Марш кукол» (приложение 3).

Следом за куклами вышел плясать медведь. Он тяжело переваливался, топал и даже кружился. (Звучит музыка «Пляска медведя» // Музыкаль­ный руководитель. - 2008. - № 6. - С. 6.)

Затем все любовались выступлением лисички. Рыжая пушистая красавица, легко ступая и пома­хивая хвостиком, осторожно приблизилась к волку, приглашая его к танцу.

Звучит музыка «Лиса» и «Волк» (приложения 4,5).

Педагог. Последней плясала белка.

Звучит музыка «Белка» (приложение 6).

Педагог. Заяц смотрел на все выступления, и на­строение у него стало меняться. Заяц заметно по­веселел, и, когда белка пригласила его плясать, он не отказался. (Звучит музыка «Зайчик пляшет»// Музыкальный руководитель. - 2008. - № 6. - С. 6.)

Зайчик плясал весело, а остальные хлопали в такт музыке и приплясывали.

Праздник у игрушек получился весёлый. И они, довольные, уснули тут же, под ёлкой.

А утром, когда дети проснулись и увидели под ёлкой свои любимые игрушки, им стало стыдно за себя. Они поняли: когда появляются новые друзья, старых друзей забывать нельзя. Нужно су­меть всех подружить и дарить друг другу свою дружбу. И дети стали весело танцевать у ёлки со своими игрушками.

Звучит музыка «Полька» (приложение 7).


Когда солнышко проснётся?

Сценарий С. Мерзляковой, музыка Т. Ломовой

Педагог. В одном дворе жили цыплята. Они не­давно вылупились и были совсем маленькие, не­смышлёные, но зато очень хорошенькие: пушис­тые ярко-жёлтые комочки. Они любили гулять под солнышком, и сами были как маленькие солнышки.

Однажды очень рано цыплята проснулись, вы­бежали из своего домика во двор и удивились, по­чему так хмуро и серо на улице. Тут во двор вышла обеспокоенная мама-курица. (Звучит музыка «Ку­рица», приложение 1). Цыплята подбежали к ней и спросили: «Почему солнышка нет?» Мама-курица ответила: «Оно ещё не проснулось». Цыплята не успокаивались: «А когда оно проснётся?» - «Не знаю! - ответила курица, - пойдём к петуху, у него спросим!» (Звучит музыка «Наседка и цыплята», приложение 2.) Навстречу им встретилась утка: она, покачиваясь и переваливаясь с боку на бок, шла к большой лужайке во дворе. (Звучит музыка «Утка», приложение 3). Цыплята обратились к ней с вопросом: «Уважаемая тётя утка, вы не скажете, когда проснётся солнышко?» Утка не успела им от­ветить, потому что с дерева слетел воробей и стал кружиться вокруг цыплят и что-то им чирикать. (Звучит музыка «Воробей», приложение 4.) «Петух знает, когда солнышко проснётся, потому что с восходом солнышка он кукарекает», - сообщил цыплятам воробей. Тут из сарая вышел петух. Он шёл важно, неторопливо и горделиво. (Звучит музыка «Петух», приложение 5-) Петух захлопал крыльями, взлетел на забор и громко пропел: «Ку-ка-ре-ку!» От его крика проснулся щенок - вылез из будки, залаял и стал весело бегать по двору. Он был доволен, что наступило утро: ему не терпе­лось поиграть. Щенок побежал за воробьем, кото­рый что-то клевал на земле, но тот быстро вспорх­нул и улетел. Потом щенок стал медленно подкра­дываться к крыльцу дома, чтобы посмотреть, кто там, свернувшись клубочком, ещё спит. И стал ла­ять. (Звучит музыка «Щенок», приложение 6.) На крыльце мирно спал котёнок. От лая щенка он проснулся, потянулся и поздоровался со всеми, нежно промяукав. Потом спрыгнул с крылечка и стал, подразнивая щенка, играть с ним в «догонял­ки». (Звучит музыка «Котёнок играет», приложе­ние 7-) Тут дверь дома открылась, и во двор вышли дети. Увидев петуха, курицу с цыплятами, утку, щенка и котёнка, они дружно сказали всем: «Доб­рое утро! Пора солнышко позвать!» И предложили всем повторить за ними:

«Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!»

(Русская народная песня)

Дети дружно повторяют слова песни, сопро­вождая их движениями: на первые две строчки ритмично пружинят ногами, на третью и чет­вёртую строчку легко и мягко прыгают на двух ногах, с опорой на носки. Игровое действие по­вторяется несколько раз. Педагог открывает на стене декоративное солнышко, спрятанное за «облачком».

Педагог.

К нам снова новый день идёт.

И первыми лучами

Оно играет с нами!

Яркое, большое, тёплое такое! (Н Петрушенкова)

Дети исполняют песню «Много у солнышка ра­боты», музыка Е. Гомоновой, слова Л. Куклина.

Примечание.

Предложенные в сценарии пьесы вначале можно использовать для слушания и отдельных игровых этю­дов, предложив детям определить характер музыки и передать образ движениями. Также этюды будут спо­собствовать развитию творческих способностей де­тей. Чтобы углубить и закрепить впечатления детей от слушания разных по характеру музыкальных пьес и игровых этюдов, можно объединить их единым сюже­том. С этой целью вниманию педагогов и предлагается данная инсценировка.



Другие материалы из категории Педагогика



  • Рейтинг@Mail.ru