» » Рабочая программа по литературе 11 класс Курдюмова 102 часа

Рабочая программа по литературе 11 класс Курдюмова 102 часа


Здесь Вы можете скачать Рабочая программа по литературе 11 класс Курдюмова 102 часа для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

г. Киров Калужской области



«Согласовано»

Руководитель МО


________/_Кирютина Т.В._


Протокол № 2

от « 30» августа 2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

________ /Пилюшина Л.Д./


«30» августа 2012г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ №7 ________/_Майоров В.Г._/


Приказ №

От « 1» сентября 2012г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

(литература)

(11класс)

базовый курс

102 часов (3 часа в неделю)






Составила:

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №7»

Кирютина Татьяна Владимировна

высшая категория




Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 31 августа 2012 г.



2012 - 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов и другие) – М.: Дрофа,2009, - 95,[1] с. – ISBN 978-5-358-06347-1, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (34 учебные недели) 3 часа в неделю.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

  • освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.


Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования.

В 11 классе анализируется литература рубежа XIX—XX вв. и XX—XXI вв. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историко-литературный процесс на протяжении XX столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы дает широкую и полную картину литературы эпохи.

Знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов.

В 11 классе дается картина русской литературы XXв. до сегодняшнего дня. Изучение современной русской литературы во всем ее многообразии и сложности предполагает расширение круга теоретических сведений. На базе усвоенных ранее направлений и течений осуществляется ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубление и обобщение тех сведений, которые были получены при изучении литературы XIX в. (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика, ее роль в литературном процессе и др.). Отражение в курсе 11 класса особенностей современного этапа развития русской литературы.

Ведущие аспекты курса литературы в 11 классе:

  • Курс русской литературы XX в. на историко-литературной основе с включением кратких сведений по зарубежной литературе.

  • В центре анализа — литературный процесс в XXв. Автор и художественное произведение в этом процессе.

  • Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: направления, течения в литературе. Судьбы русской литературы в XX в., пути воссоединения отечественной литературы








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

История XX в. и судьбы искусства. Русская литера­тура XX в. в контексте мировой культуры. Острота пос­тановки вопроса о роли искусства в начале XX в. Слож­ности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и ли­тературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Зарубежная литература первой половины XX века (3ч)

Общий обзор европейской литературы первой поло­вины XX в. Основные направления. Проблемы само­познания, нравственного выбора в творчестве прогрес­сивных писателей. Реализм и модернизм.

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается.

Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.

Теория. Модернизм.

Методика. Общий обзор литературы, возможно обращение к одной из тем, как теме монографической.

Русская литература рубежа XIX—XX веков (14ч)

Развитие гуманистических традиций русской клас­сической литературы в конце XIX — начале XX в. Бо­гатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Мо­дернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

Теория. Литературное направление. Литератур­ные направления начала XX в.

Реализм

Развитие критического реализма. Традиции и поис­ки нового в творчестве писателей-реалистов. Роль пи­сателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX — XX вв.

Т е о р и я. Традиции и новаторство.

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «По­следний шмель», «Одиночество», «П е с н я» (по выбору учителя и учащихся). Традиции XIX в. в ли­рике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «кра­сочных и слуховых ощущений» (А. Блок). Чувство все­общности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лако­низм бунинского поэтического слова.

«Господин из Сан-Франциско». Толстов­ские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

«Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожидан­ность финала.

«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.

Концентрированность повествования как характер­ная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совер­шенство.

Теория. Психологизм.

A. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.

Теория. Критический реализм.

B. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.

М. Горький. «Н а дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и роман­тический пафос революционных песен («Песнь о Соко­ле», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романти­ческого идеала и реалистической картины жизни в фи­лософской концепции Горького.

Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-фило­софская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды фак­та (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская пози­ция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Литературный портрет как жанр. Проблема изобра­жения исторической личности. Своеобразие литератур­ных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в вос­приятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изобра­жении писателя.

Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицис­тика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).

Роль Горького в судьбах русской культуры.

Теория. Социально-философская драма. Литера­турный портрет.

Поэзия конца XIX — начала XX века (25ч)

Серебряный век как своеобразный «русский Ренес­санс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала XX в. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Пред­посылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жу­ковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Мо­дернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие мо­дернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и фу­туризм как основные направления модернизма.

Символизм.

Истоки. Эстетические взгляды символис­тов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к про­блемам культурных традиций разных народов. «Стар­шие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм «младосимволистов». Кризис символизма (с 1910 г.).

В.Я.Брюсов. «Творчество», «Юному поэ­ту», «К портрету М. Ю. Л е р м о н т о в а», «Конь блед», «Памятник», «Юношам» (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как теоретик сим­волизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.

К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил ухо­дящие тени...», «Б е з г л а г о л ь н о с т ь», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мо­тивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Вос­приятие революционных событий как пришествия но­вого Мессии.

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В рес­торане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Кулико­вом»), «На железной дороге», «Скифы» (по выбору учителя и учащихся). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстети­ческого идеала. Влияние философии Владимира Со­ловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволю­ция творчества. Тема России и основной пафос патрио­тических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире». Лирический герой поэзии Блока.

«Двенадцать» — первая попытка осмыслить со­циальную революцию в поэтическом произведении. Со­четание конкретно-исторического и условно-символи­ческого планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проб­лематика.

Теория. Символ в поэтике символизма.

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Акмеизм как нацио­нальная форма неоромантизма. Связь поэтики симво­лизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Э. Ман­дельштама, А. А. Ахматовой, С. М. Городецкого, Г. И. Иванова, В. Н. Нарбута и др.

Н. С. Гумилев. «Ж и р а ф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. (по выбору учителя и учащихся). Героический и жизнеут­верждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, празд­ничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагиче­ская судьба поэта.

Футуризм.

Возникновение футуризма. Русский фу­туризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблема­тика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски но­вой формы выразительности: звукоподражание, сло­вотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист),

В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Камен­ский (кубофутуристы). Конец футуризма.

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин...»), «Двусмыслен­ная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.

B. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Б о бэоби пелись губы...», «Еще р а з...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «На­те!», «Вам!», «Скрипка и немножко нерв­но», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.

«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в стро­ках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматур­гия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведе­ния. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Теория. Тоническое стихосложение.

Крестьянская поэзия.

Продолжение традиций рус­ской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. «О с и н у ш к а», «Я люблю ц ы ганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта де­ревни, тема родины, особое восприятие городской ци­вилизации. Религиозные мотивы. Выражение наци­онального самосознания.

C. А. Есенин. «Г о й ты, Русь, моя р о д н а я!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты м о я, Ш а г а н э!..», «Русь советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное...». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Ли­ричность и исповедальность поэзии Есенина.

«А н н а Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Лирика Есенина в музыке. Теория. Имажинизм.

Русская литература 20—40-х годов (обзор) (32ч)

Общая характеристика развития страны после Ок­тябрьской революции. Сложность периодизации рус­ской литературы послереволюционных лет. «Серапионовы братья». Советская литература и социалистиче­ский реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

Тема России и революции в творчестве писателей но­вого поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.

Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д. Фурма­нова, «Ветер» Б. Лавренева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и др.

Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Свет­лов, В. Луговской и др.).

Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зо­щенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тре­воги за будущее (А. Платонов. «Чевенгур»).

А. Н. Толстой. «Петр Первый». Советский ис­торический роман. Судьбы русского исторического ро­мана в XX в. (А. Толстой, М. Алданов). Картины Руси XVII в. в романе «Петр Первый». Образ Петра (ста­новление личности в эпохе). Изображение народа. Ху­дожественное своеобразие романа (особенности компо­зиции и стиля).

Теория. Исторический роман.

А.А.Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в рево­люции. Современная полемика о романе.

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стуль­ев» и «Золотой теленок». Дилогия двух авто­ров. Сатирическая картина 20-х гг. Герои и их сверше­ния. Остап Бендер как герой своего времени. Дилогия как новый тип романа фе лье тона.

М. И. Цветаева. «М оим стихам, напи­санным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы боль­ны не м н о й...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Са­мобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О. Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бес­сонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философич­ность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова. «Сжала руки под тем­ной вуалью...», «Мне ни к чему одиче­ские рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патри­отизм и гражданственность поэзии. Разговорность ин­тонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мо­тивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Фев­раль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Про­никновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пас­тернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе ис­кусства. Живописность и музыкальность поэзии, дина­мичность и порывистость стиха, раскованность синтак­сиса. Яркость формы и философская насыщенность ли­рики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соедине­ние патетической интонации и разговорного языка.

«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеоб­разие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений ге­роя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мас­тер и Маргарита» (по выбору учителя и учащих­ся). Жизнь, творчество, личность.

«Белая гвардия». Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в твор­честве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Че­ловеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совес­ти. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его сви­ты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой куль­турной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Бул­гакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в ро­мане. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Теория. Разнообразие типов романа в русской ли­тературе XX в.

А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровен­ный человек», «Ш а р м а н к а», «Впрок» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писа­теля. «Непростые» простые герои Платонова. Необыч­ность стилистики писателя. Пафос и сатира в его про­изведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности ком­позиции произведений Платонова.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творче­ство писателя. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всена­родной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизнен­ных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: че­ловек и история, война и мир, личность и масса. Специ­фика художественного строя романа. Роль картин при­роды в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении мас­штабных событий в жизни народа.

Методика. Споры по поводу авторства романа-эпопеи «Тихий Дон» предполагают особую тщатель­ность его текстуального анализа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы (3ч)

Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое де­сятилетие» русской литературы за рубежом (1925— 1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Хо­дасевич, Г. Иванов и др.). Проза русской эмиграции (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набо­ков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литерату­ре и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.

И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творче­ский путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глуби­на нравственного чувства произведений писателя. Тон­кость и точность описаний природы. Острое чувство ро­дины.

М. А. Алданов. «Ч ертов мост». Исторические романы и повести, портреты очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В. В. Набоков. «З а щ и т а Л у ж и н а»

Раннее признание таланта Набокова, его изобрази­тельной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, соч­ности и красочности описаний, обилия формально-сти­листических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гро­за», «Сказка» и др.). Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность ре­минисценциями. Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведе­ния. Романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», и др.).

«Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: На­боков как переводчик своих романов на русский язык.

Теория. Автор двух литератур.

Великая Отечественная война в литературе (4ч)

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Повести В. Кондратьева «Сашка», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Теория. Жанровое богатство произведений лите­ратуры на тему войны.

Русская литература 50—90-х годов XX века (обзор) (15ч)

Литература 50-х — начала 60-х гг. Отражение тра­гических конфликтов истории в судьбах героев: А. Сол­женицын. «Один день Ивана Денисовича»; В. Шаламов. «Колымские рассказы».

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепе­ли» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.).

«Городская» проза: нравственная про­блематика и художественные особенности произведе­ний. Ю. Трифонов «О б м е н»

«Деревенская» проза. Изображение жизни кресть­янства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в рассказах В. Шукшина.

Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес.

Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров.

Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.

«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов.

Осмысление истории русской литературы как едино­го процесса.

Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

Литературные журналы. Их позиция и роль в куль­турной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.

Возрастание роли публицистики, публицистиче­ская направленность многих художественных произве­дений конца 80—90-х гг.

Теория. Новые тенденции в развитии русской ли­тературы.

Методика. При изучении обзорной темы особен­но важен отбор авторов и произведений, поскольку еще не устоялись оценки и творчество ряда писателей нахо­дится в процессе становления. Некоторые имена могут быть исключены, могут возникнуть новые, что естест­венно, так как в этом разделе программа обращается практически к сегодняшнему дню литературы.

А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти мате­ри», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персо­ны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Ут­верждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судь­бы любой»).

«За далью даль» — поэтическое и философ­ское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

Теория. Проблемы традиций и новаторства в ли­тературе.

И. А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части ре­чи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

A. И. Солженицын. «Один день Ивана Де нисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»(главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее
страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические стра­ницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руко­водством в колхозах. Семья Пряслиных как носитель­ница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в про­шлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.

B. П. Астафьев. «Печальный детектив»

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях об­щества, понижение уровня интеллигентности город­ского населения, стремление главного героя помочь этому обществу.

В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей.

Зарубежная литература второй половины XX века (2ч)

Основные тенденции в развитии зарубежной литера­туры второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья пи­сателя о человеке и его жизненном пути. Роль художест­венной детали и реалистической символики в повести.

Теория. Постмодернизм.

Литература на современном этапе (3ч)

Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.

Итоги

Судьбы русской литературы в драматическом про­цессе движения культуры и литературы конца тысяче­летия. Связи и зависимости литератур и культур наро­дов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических реше­ний. Литература XX в. как форма отражения сложнос­ти окружающего нас мира.































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела, урока

К-во час

Дата


Введение

1


1

История 20 века и судьбы искусства. Литературный процесс 20 века.




Зарубежная литература первой половины XX века

3


2

Дж. Лондон «Любовь к жизни». Название произведения и его герой.



3

Б. Шоу «Пигмалион»



4

Лирика Г. Аполлинера




Русская литература рубежа XIXXX веков

14


5

Россия рубежа XIXXX веков. Литература рубежа XIXXX веков



6

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Лирика.



7

Кризис цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»



8

«Чистый понедельник» - любимый рассказ Бунина.



9

Рассказы Бунина о любви. Сборник «Темные аллеи»



10

Талант любви в рассказе И.А. Куприна «Гранатовый браслет»



11

Гуманистический пафос рассказов В.Г. Короленко.



12

А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького



13

Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне»



14

Роль Луки в драме «На дне»



15

Вопрос о правде в драме «На дне»



16

Литературные портреты М. Горького («А.П. Чехов», «Лев Толстой»)



17

Публицистика М. Горького



18

Р/Р Сочинение по творчеству М. Горького




Поэзия конца XIX – начала XX века.

25


19

Поэзия «серебряного века». Символизм.



20

Поэзия В.Я. Брюсова



21

Поэзия К. Бальмонта



22

Поэзия А.Белого



23

А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока



24

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме»



25

Стихотворение Блока «Незнакомка»



26

Тема Родины в творчестве Блока



27

Поэма А. Блока «Двенадцать»



28



29

Акмеизм.



30

Мир образов Н. Гумилева



31

Футуризм



32

«Эгофутуризм» И. Северянина



33

Поэтические эксперименты В. Хлебникова.



34

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. Маяковского



35

Поэма Маяковского «Облако в штанах»



36

Сатирические произведения Маяковского.



37

Р/Р Анализ лирического произведения одного из поэтов «серебряного века»



38

Крестьянская поэзия. Творчество Н.А. Клюева



39

С. Есенин как национальный поэт



40

Любовная лирика Есенина



41

Тема Родины в лирике Есенина



42

Поэма Есенина «Анна Снегина»



43

Р/Р Сочинение на тему «Мой любимый поэт «серебряного века»




Русская литература после 1917 г. (до 1941)

32


44

Обзор развития литературы после 1917 года.



45

Фадеев «Разгром». Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма



46

Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе. Образ Левинсона.



47

Поэтический мир М. Цветаевой



48

Тема Родины в лирике Цветаевой



49

Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама



50

А.Ахматова. «Голос своего поколения»



51

Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием»



52

Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика



53

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» (обзор)



54



55

Стихотворения Юрия Живаго



56

М.А. Булгаков: жизнь, творчество, личность



57

Роман «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция



58

Сатирическое изображение московского общества в романе



59

Библейские главы романа



60

Развитие любовной линии сюжета в романе.



61

Проблема творчества и судьбы художника в романе Булгакова.



62

Проблема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита»



63

Р/Р Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»



64

А.П. Платонов: очерк жизни и творчества



65

«Непростые» простые герои Платонова



66

Русский исторический роман А. Толстого «Петр I»



67



68

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, судьба



69

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»



70

«Чудовищная нелепица войны» (по роману Шолохова «Тихий Дон»)



71

Гражданская война в изображении Шолохова



72

«В мире, расколотом надвое»



73

Судьба Григория Мелехова



74

Урок-семинар по роману «Тихий Дон»



75

Р/Р Сочинение по роману «Тихий Дон»




Русская литература за рубежом (1917 – 1941 годы)

3


76

Обзор литературы русского зарубежья.



77

Творчество В.В. Набокова



78




Великая Отечественная война в литературе

4


79

Литература периода Великой Отечественной войны



80

Поэзия Великой Отечественной войны



81

Обсуждение повести Кондратьева «Сашка»



82

Правда о ВОв в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»




Русская литература 50 и- 90-ых гг.

15


83

Тенденции развития литературы 50 – 90-ых гг.



84

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика



85

Поэма А.Т. Твардовского «За далью – даль»



86

А.И. Солженицын. Жизнь и судьба.



87

«Архипелаг ГУЛАГ» (главы)



88

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»



89

Анализ рассказа «Матренин двор»



90

Ф. Абрамов «Поездка в прошлое»



91

В.П. Астафьев «Печальный детектив»



92



93

Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок»



94



95

«Городская проза». Ю. Трифонов



96

«Деревенская проза». Истоки, проблемы, герои В.М. Шукшина



97

Новые темы, проблемы, образы в поэзии оттепели




Зарубежная литература второй половины 20 века

2


98

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 20 века



99

Э. Хемингуэй «Старик и море»




Литература на современном этапе

3


100

Урок-семинар «Новейшая поэзия»



101

Урок-семинар Литература современного этапа



102





















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА


Ученик должен знать:

  • логику развития историко-литературного процесса в XX в.;

  • важнейшие литературные направления XX в.;

  • биографические сведения об изученных писателях;

  • содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике;

уметь:

  • владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;

  • определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;

  • использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

  • свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;

  • активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;

  • при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса.







учебно-методическое обеспечение


  1. Литература. Учебник. 11 класс. В 2-х частях /Курдюмова Т. Ф., Демидова Н А, Колокольцев Е. Н. – М.: Дрофа, 2011. – ISBN: 978-5-358-04701-3


  1. Литература. 11 класс. Методическое пособие /Курдюмова Тамара Федоровна. – М.: Дрофа, 2011. – 256 стр. – ISBN: 978-5-358-08534-3


  1. ЕГЭ 2012. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Ерохина Е.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2012, – 94, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») – ISBN: 978-5-377-04493-2








































Другие материалы из категории Литература



  • Рейтинг@Mail.ru